А зимой тоже прыгают?
Если неожиданно пришла осень, если погода нелётная, это отнюдь не значит, что можно расслабиться и забыть о скайдайве до весны. Потому что парашютные прыжки совершаются круглый год. И в каждое время года это приносит иные впечатления, эмоции, драйв. А нелётная погода – время для подготовки к зимним прыжкам. Да-да, время вспомнить матчасть, ибо «не бывает плохой погоды, бывает плохое снаряжение».
Мотивация
Первое, что нужно сделать: понять, зачем вам это нужно. Вариантов ответов много, вот несколько из них. Нравится или нет, но для качественной подготовки каждый парашютист должен уметь приземляться по ветру, приводняться в водоёмы, строить заход на запасные площадки приземления и т. д. Прыжки в зимнее время входят в этот список. Мало того, в скайдайве существует зимняя дисциплина «Пара-ски» (прыжки на точность приземления + горный слалом).
Ещё один бонус: зимние выходные, проведённые на ДЗ, поддержат ваш спортивный уровень. И весной на зимней прыжковой базе вы получите рост результатов. Если хотите остаться хотя бы на прежнем уровне подготовки, прекращать прыгать с началом зимы нецелесообразно. Конечно, разговор идёт о личностном росте, командные и групповые тренировки зимой менее эффективны и порой не вполне безопасны.
Из эмоциональных составляющих за зимние прыжки выступит сама природа. Чем ниже температура воздуха, тем ярче светит солнце, прозрачней воздух. Испытать ощущения свободного падения в нестандартных «хрустальных» условиях – это как раз только зима. А в бытовом плане зимние прыжки в «не сезон» хороши отсутствием очередей во взлёт, проблем с арендой снаряжения. Инструкторы в это время не так загружены и могут уделить спортсменам больше внимания. Вполне себе приличный набор плюсов, чтобы не отказывать себе в удовольствии.
Все ли могут прыгать зимой? Можно ли зимой пройти курс AFF? Ответ на оба вопроса – да! Но конечное принятие решения необходимо согласовывать с вашим инструктором или РПП, которые знают уровень вашей подготовки. Здесь к вашему опыту приложат конкретные погодные условия: силу и направление ветра, нижний и верхний края облачности, её плотность, температуру воздуха. Однозначно в первый подъём зимой не надо записываться спортсменам категорий «А» и «В». Их первейшая задача отследить и проанализировать работу более опытных парашютистов.
Элементы подготовки к зимним прыжкам
Парашютный спорт, по сравнению с прочими видами спорта на свежем воздухе, имеет характерные особенности. Вот некоторые:
- высота: на высоте всегда холодней;
- скорость: скорость большая, очень большая;
- положение тела: лежать приходится не на санках или диване, а на потоке воздуха.
Первое, что приходит в голову – тёплая одежда. Это действительно важный пункт подготовки. Но не единственный. Потому что есть ещё изменения по ориентации в пространстве в снежных просторах, некоторые условности в подборе снаряжения, особые случаи, связанные с погодными условиями. Несколько меняются правила работы в свободном падении и работе под куполом, что тоже продиктовано особенностью зимних прыжков.
Начнём с головы. Мало того, что через голову и шею теряется около 80% тепла, в этой части тела находятся глаза, от которых зависит безопасная работа в воздухе и адекватное приземление. Причём, не только ваше, но и тех, кто находится с вами в одном подъёме.
Шлем. Голову защищает шлем с визором или шлем с очками. Но в холодное время прозрачные части снаряжения имеют свойство запотевать. Причём, это зависит не только от разницы температур в салоне и в потоке, но и от вашего неправильного дыхания. Потому запотеть линза может в любую минуту, даже на высоте подушки. А приземляться вслепую – это вообще не вариант.
Сложности есть при использовании как открытых, так и закрытых шлемов. В открытых обязательно нужно использовать тёплый подшлемник/балаклаву. Отлично подойдёт закрытый подшлемник, дополненный щелями на уровне носа.
Основная зимняя проблема закрытого шлема – запотевание линзы. Проверьте, чтобы внутренние прокладки шлема не перекрывали щели для дыхания. При необходимости установите их в зимний режим. Чтобы линза не запотевала от дыхания, закрывать забрало лучше прямо перед отделением. Дышать – только ртом и в щель, которая обеспечит «проветривание» внутри шлема.
Современный способ борьбы с запотеванием линзы шлема (а также очков при открытых шлемах) – химия: «Антифог», «Фейри» и пр. Можно использовать жидкость от запотевания, типа дайверской для подводных масок. Есть и народный способ, говорят, более надёжный: вымыть линзу водой с мылом. Как вариант – смесь из трёх частей воды и одной «Johnson’s Baby». Высушить, не вытирая. Смесь действует полный рабочий день.
Но что если визор таки критично запотел и видимость пропала? При потере ориентировки в воздухе, при потере видимости – отмашка и раскрытие. На любой высоте!!! Ничего не ждать!!!
Открыть линзу шлема после открытия парашюта в зимнее время не так просто, как летом. Замёрзшие пальцы, толстые перчатки делают эту операцию затруднительной. Поэтому обязательно на земле тренируйте открытие линзы в перчатках. Убедитесь, что при открытии забрало чётко фиксируется в открытом положении. То же касается и запотевших очков: закрепите их после снятия так, чтобы они не съехали на глаза в неподходящий момент.
Кроме того, нужно отработать стаскивание шлема на затылок без открытия забрала. Если шлем подобран правильно, он не слетит. Но зато такое стягивание добавит вам возможности видеть и ориентироваться в критической ситуации. Зимой, при отработке действий в особых ситуациях, обязательно тренируйте снятие закрытого шлема, открытие линзы в перчатках, в которых пойдёте в подъём.
Перчатки. Самая проблемная часть тела зимой – руки. Они находятся всё время в потоке, а скорость падения – не меньше 180 км/ч. Холод, как говорится, может пробирать до костей. Специфическое положение рук, особенно при пилотировании, провоцирует отток крови. А руками нужно работать и в свободном падении, и при раскрытии, и под куполом до самого приземления.
Отстаиваясь против ветра, зимой можно заработать обморожение пальцев или кистей. Потому важной частью подготовки к зимним прыжкам является утепление рук. Перчатки – почему это сложно? Тёплые горнолыжные перчатки спокойно решат проблему? Нет. Они для скайдайва «громоздкие», в них теряется чувствительность и подвижность пальцев. В таких перчатках можно не почувствовать шарик медузы, упустить клеванту при расчековке. Варежки и рукавицы, понятно, вообще не рассматриваются.
Как выбрать перчатки? Подойдут лыжные беговые, неопреновые для дайвинга, перчатки из windstop или флис-виндстоппера, кожаные зимние перчатки с утеплителем. Хороший вариант – утеплённые перчатки для скайдайва, но на размер больше, чтобы под них можно было надеть тонкие шерстяные или из ткани windstop.
На ладошках обязательно должна быть кожа, замша или резина: такие перчатки не скользят, ими легче хватать и тянуть. По этой же причине не рекомендуется надевать вторые перчатки на парашютные. Если на перчатках есть замки-карабинчики, их лучше снять.
Толстые перчатки чаще слетают – прямо на выходе из ЛА, в свободном падении, при работе с партнёром. Потеряв перчатку в зимних условиях, лучшее, что вы можете сделать – прекратить работу. Замёрзшие руки (в том числе из-за потери перчаток) нужно убрать из потока: положить на шею за затылок, засунуть между ранцем и спиной, использовать подмышки.
Обязательно: перед прыжками, при отработке отцепки, в тренажёре убедиться, что вы можете своими перчатками произвести все операции: бросить медузу, выдернуть подушку и кольцо, отключить транзит, открыть или снять шлем, работать с клевантами. В зимнее время тренировка в тренажёре отцепки производится обязательно в шлеме и перчатках, в которых вы собираетесь прыгать.
Утепление тела. Здесь нужно учитывать несколько факторов: температурная изоляция, защита от ветра, обеспечение свободы движения. Мало одежды – холодно, много – появляется неуклюжесть, мешающая работе в воздухе. Ищем золотую середину. На сегодняшний день самый практичный вариант – трёхслойность. Для зимних видов спорта лучше пока ничего не придумали:
- первый слой – термобельё: отводит влагу, сохраняет тепло. Предпочтительней термобельё из натуральных тканей (для долгого малоподвижного нахождения на холоде), но не чистое х/б, которое греет, но влагу не выводит;
- второй слой – свитер/полартек: обеспечивает термоизоляцию;
- третий слой – ветровка/ windstop/комбинезон: защищает от ветра, снега, грязи.
Подобрать комплект зимнего варианта костюма – полдела. Его нужно обязательно примерить «в положении лёжа». Скованность движений от утепляющей одежды может вызвать стресс в свободном падении, а это предпосылка к проблемам. Потому наденьте все три слоя одежды, подгоните под неё подвесную систему, лягте. В этой парашютной системе попробуйте прогнуться, дотянуться до бобышки, постучать локтями по ранцу, натянуть ласты. Прочувствуйте и смиритесь с некоей неуклюжестью, но не мешающей выполнять нужные действия.
Обязательно сделайте несколько тренировочных вводов запаски, открытие основного парашюта. Проверьте: видите ли вы кольцо запасного и подушку отцепки? Удобно ли вам в этой одежде и системе производить необходимые действия? При необходимости повторно подгоните подвесную систему.
И ещё важно: не дайте себе замёрзнуть на земле, до того, как отправитесь в самолёт. Продрогнув до прыжка, у вас не будет ни шансов, ни кайфа для выполнения поставленной задачи. Для этого прячьтесь от ветра, не стойте долго на улице. Внимательно следите за своим состоянием, когда укладываете парашют: можно вспотеть при укладке, а потом, выйдя на улицу, резко замёрзнуть. Возможно, нужно будет каждый раз, заходя в помещение, снимать часть одежды, чтобы сохранялся температурный баланс.
Что касается обуви, тут особых вводных нет. Понятно, что нужна зимняя обувь. И, как и летом, обувь желательно иметь без крючков, застёжек, пряжек, липучек. Идеальный вариант – обычные зимние кроссовки. Важно, чтобы на них можно было натянуть ласты, и чтобы ласты были рабочими.
Общие рекомендации
Что ещё необходимо знать про зимние прыжки с парашютом? Предпрыжковая подготовка зимой – обязательна! Там вы получите максимально точную, актуальную и жизненно необходимую информацию о предстоящих прыжках.
Разбежка должна быть чуть выше и агрессивней летней. Ваша утеплённость заставляет тратить чуть больше времени и внимания на расчековку клевант, открытие визора. Потому должен быть больший запас времени и высоты.
Внимательность под куполом может ограничиться толстым воротником или шарфом. Утеплённые балаклавы тоже мешают крутить головой. Вы можете не заметить летящего рядом или он вас. Проверьте обзор в шлеме и тёплом шарфе на земле.
Снег меняет визуальную глубину восприятия. Зимой ориентиров меньше. Во время подъёма обязательно посмотрите в иллюминатор: дропзона зимой выглядит иначе, как и ранее изученные кроки. Приглядитесь к новой «картинке», отыщите привычные ориентиры или наметьте новые.
Снежная поверхность затрудняет расчёт высоты. Изучайте в иллюминатор как выглядит земля с высоты 200-300-1200 м. Запоминайте эту картинку, чтобы не прозевать открытие, построение захода, подушку.
То, что снег мягкий и он вас спасёт – миф! Он, конечно, мягче бетона, но ненамного. Проверено многократно.
Особого внимания зимой требуют гаджеты. Мало того, что телефон обязательно должен быть с собой, он должен быть заряжен на 100%. На морозе он разряжается гораздо быстрей, чем летом. Важно, чтобы при необходимости можно было дозвониться до РПП. Это относится и к батареям высотомеров и пищалок: их заряд также расходуется на холоде быстрей. Постоянно проверяйте состояние приборов.
Тем, кто используют высотомеры с креплением на запястье: заранее нужно отрегулировать и подогнать ремешки под более объёмные перчатки и одежду.
Очень тщательно делайте расчековку клевант, держите их крепко. Если вдруг с перчаткой вы потеряете клеванту – получите опасный прецедент.
Очень желательно иметь сменную одежду и, особенно, обувь. Тут объяснения просты: снег не только холодный, но и мокрый при попадании в обувь. А «прогулки» по снегу вызывают повышенное потоотделение.
Зимой очень важно перед прыжками разогреть мышцы. Это нужно для минимизации риска получить растяжение или другую травму. Хорошая разминка подготовит тело к движениям в холодном потоке.
Обязательно защищайте от холода лицо. Смазывайте его жирным кремом (не увлажняющим!). И надевайте защитные маски, полностью закрывающие лицо. В идеале открытыми должны быть только глаза, которые защищают очки. Важно, чтобы это всё было по размеру, чтобы подшлемник прикрывал шею, чтобы маска во время прыжка не сползла на глаза.
Резюме
Итак, краткий вывод из всего вышесказанного. Зимой на дропзоне вы можете почувствовать некую скованность. Может показаться, что окружающая среда, особенно на высоте, враждебна и некомфортна. А идея идти в самолёт и выпрыгивать из него на высоте в 4 км – покажется совсем непривлекательной. Но, согласитесь, если правильно подготовиться, это будет круче, чем в анабиозе валяться на диване. Прыгая над заснеженной ДЗ, вы не только проверите свою силу духа, но и насладитесь кружевными полотнами матушки Зимы, получите адреналин и позитивные эмоции, каких на земле не найти.
Да, зима – это особые вызовы: непредсказуемость погоды, более сложные условия. Но это и уникальный опыт! Возможно, зимний скайдайв станет вашим предпочтением навсегда, ибо «Para-ski – forever!»