
Atmonauti Flying
Атмонаут-флай — положение тела в свободном падении, изобретённое Марко Тиеззи в 1998 году. Это полёт по диагонали с определённым отношением между угловой траекторией и скоростью тела; цель этого вида свободного падения состоит в том, чтобы получить такой воздушный поток, который создаёт подъёмную силу, и точно контролировать полёт (из этих двух составляющих и состоит понятие навигации).
Техника атмонаут-флай позволяет синхронизироваться с чрезвычайной точностью различными скоростями и траекториями двум или больше спортсменам с целью полёта в формации на одном уровне и под одним углом, а также делает возможным выполнение элементов различных дисциплин: фристайла, фрифлая и 3-D формации.
Полёт атмонаут не протекает в пределах нормальной вертикальной траектории, параллельной вектору силы тяжести, атмонавт (спортсмен, освоивший технику атмо-флая) создаёт собственную диагональную траекторию и, благодаря этой технике, у него появляется возможность управлять в полёте такими параметрами свободного падения, как угол полёта, скорость, направление и т. д. Вы становитесь настоящим «пилотом» своего тела и учитесь чувствовать его как ни в одной другой дисциплине.
В обычном понятии свободного падения все различные дисциплины обычно выполняются в вертикальном падении, то есть в направлении воздействия силы тяжести. Атмонаут-флай впервые создал новый вид работы в воздушном потоке — работы в реальном «полёте», со значительным горизонтальным смещением и, прежде всего, этот полёт длится намного дольше стандартного падения. Фактически полёт атмонаут позволяет вам оставаться в воздухе в течение более длительного времени — до 50 % дольше относительно вертикального свободного падения.
Продолжая активно развиваться, атмонаут-флай совершил ещё один важный шаг, открыв в 2001 возможность полёта под углом в положении «вперёд ногами» (атмо-стэнд) вместо привычной позы «вперед головой», что считали невозможным к тому времени… И именно это достижение раскрывает потенциал атмонаут-флая в полной мере!
Техника атмонаута, представленная парашютному сообществу в 2000 году, полностью перевернула понятие свободного падения, потому что ввела понятие использования человеческого тела как крыла, которое создаёт подъёмную силу. Условно говоря, тело рассматривается как крыло самолёта. Различные формы, которые тело может принять, вкупе со скоростью и углом атаки подтверждают, что вы действительно можете «пилотировать» ваше тело, летя с высочайшим контролем и точностью.
Углы полё
та в атмо-флае
На рисунке 1 приведено соотношение углов полёта атмонаут с углами полёта трекинга и флока; в первом случае угол варьируется от 0 до 10 градусов, а во втором от 90 до 60.
На практике атмонаут-флай располагается между этими двумя областями, то есть, с углами в пределах от 15 до 45 градусов. Но намного более важное, чем углы, различие состоит в технике управления полётом.
Разница между атмо-флаем и трекингом
Сама по себе техника значительно отличается от техники трекинга, когда тело лежит на воздушном потоке; в атмонаут-флае техника пилотирования ближе к фрифлайной, к хеддауну. (см. рисунок 2). Ось, которая проходит между головой и ногами, всегда прямая и немного меняет направление при регулировании угла полёта. Скорость меняется путём изменения формы тела: для достижения большей скорости — поза более компактная (руки ближе к телу, ноги уже), для меньшей — наоборот, открытая (руки и ноги широко). Регулировка по скоростям достигается в основном за счет ног, чтобы оставлять руки свободными для захватов.
Все эти правила распространяются как на двигающихся на спине, так и на передних (фронтальных) атмонавтов.
Длительность и дальность полёта атмо-флая
На рисунке представлено динамическое развитие атмонаут-флая, показана диагональная траектория и последовательное горизонтальное движение. Кроме того, можно увидеть, что время полёта увеличивается на 50% (относительно времени падения в позе хеддаун).
Благодаря технике атмонаут-флая, теперь стало возможным выполнять комплекс упражнений таких вертикальных дисциплин, как:
- формации с захватами и без;
- фристайл;
- фрифлай.
В связи со значительным горизонтальным смещением при атмонаут-флае, следует придерживаться некоторых правил:
- Запланируйте направление заранее и строго соблюдайте его во время прыжка.
- Для выбора направления примите во внимание скорость ветра (на высоте от 800 м до земли).
- Открываться следует выше, чем обычно, чтобы спокойно добраться до ДЗ.
- Обязательно выясните, сколько групп на борту, кроме вас, будут выполнять прыжки со значительными горизонтальными перемещениями и только после этого окончательно определите направление полёта.
- Уточните у пилота точку выброски и направление полёта.
Атмонаут-флай — дисциплина, в которой возникают некоторые новые аспекты безопасности, не рассматриваемые при других прыжках. Поэтому правильный план атмонаут-прыжка схож с планированием полёта самолёта, которое выполняет пилот, придерживаясь всех возможных факторов и параметров, необходимых для обеспечения безопасности.
НАПРАВЛЕНИЕ — наиболее важный параметр полёта. Двигаясь под углом и опустив голову, вы не будете смотреть в направлении полёта (так же, как во время трекинга), и, скорее всего, столкнётесь с возможными проблемами ориентации, особенно в первый раз, и особенно при выполнении каких-либо манёвров, которые легко вас отвлекут.
Именно по этой причине в каждом прыжке выделяют «навигатора». Это человек, который летит во фронтальном положении («лицом вниз»), придерживаясь направления прыжка, разработанного ранее на земле и выдерживает правильный угол полёта. Все остальные участники атмонаут-флая летят как во фронтальном положении, так и на спине, выдерживая направление и угол по «навигатору» и, прежде всего, на одной с ним линии, которая показана на рисунках ниже.
Уровень формации и запрещённая для полётов зона
«Навигатор» ответственен за всех остальных участников атмонаут-формации. Он определяет план полёта: направление, отделение, сбор формации, разбежка. Кроме того, в полёте он задает правильный угол, скорость, и дает сигнал к разбежке.
На рисунке 4 представлена атмонаут-формация с «забежавшими вперёд» и «отставшими» от неё. Для всех остальных дисциплин одной из самых фундаментальных основ является падение на одном уровне, что означает нахождение в одной плоскости. Это основное условие, необходимое для того, чтобы начинать работать с другими людьми в воздухе. В вертикальных дисциплинах этот уровень легко определяется и выдерживается, так как визуально проще работать, ориентируясь по поверхности земли.
В атмонаут-прыжках такой ориентир отсутствует, и поэтому соблюдать правило затенения становится сложнее. Во время атмонаут-флая этот уровень представляет собой гипотетическую линию, перпендикулярную траектории движения «навигатора».
Именно эта линия, проведённая через головы участников формации, и будет определять следующие правила:
- атмонавты на спине должны быть чуть позади «навигатора»;
- фронтальные атмонавты — чуть впереди него.
Такая схема полёта предполагает наличие «нелётной зоны» – зоны, куда запрещено залетать, т.к. нахождение в ней создает зону турбулентности и разряжения для следующих за вами спортсменов.
Если атмонавт на спине входит в «нелётную зону», он создает турбулентный поток для тех, кто находится выше него. А в случае отставания от нужной линии фронтального атмонавта, он попадает в спутный след нижнего парашютиста.
Последствием попадания в зону турбуленции является временная потеря контроля над полётом, а, соответственно, формация не сможет держать фигуру, поэтому так важно придерживаться правила «нелётной зоны».
Регулировка уровня должна быть тем точнее, чем многочисленнее группа, и чем ближе должны быть друг к другу участники формации. Точное регулирование уровня позволяет оставаться одному парашютисту сверху другого очень близко без падения на нижнего.
Быть атмонавтом — значит уметь контролировать свои перемещения в пространстве с точностью до миллиметров, контролировать положение, угол и скорость, чтобы лететь синхронно с другими людьми в формации и взаимодействовать с ними… как самолёт, заправляющийся топливом в воздухе.
Правильный атмонаут-флай состоит в выборе такой траектории полёта (как результат регулирования скорости и угла), при которой создаётся относительный поток на теле, как показано на рисунке 2. Этот поток должен обтекать вас постоянно с головы до ног, в противном случае вы просто попадёте в режим свала (рис.5).
Подъёмная сила в атмо-флае. Изменение угла атаки и угла полёта
Чем больше скорость, тем меньше (до 10°) может быть угол полёта (угол между линией тела и линией горизонта) и, соответственно, тем большего угла атаки (угол между линией тела и направлением потока) мы можем достичь (рис. 5а). Однако увеличение угла атаки до критического значения может привести к свалу. Избегайте его. Плоский угол, не поддержанный скоростью, приведёт к свалу и переходу к позе стандартной тречки. Фактически, в тречке горизонтальное движение вызвано давлением воздуха на напряжённое тело, которое не позволяет совершать никаких других перемещений без потери скорости. В случае с атмонаут-флаем, угол, который создаёт горизонтальную тягу такой, что позволяет расслаблять тело и перемещаться более свободно без компромиссов между положениями полёта.
При соблюдении нужных углов и скорости тело ведёт себя как крыло, уменьшается вертикальная скорость падения, и вы СОВЕРШАЕТЕ НАСТОЯЩИЙ ПОЛЁТ!
Никогда раньше термин «полёт человека» не был настолько близок к своей сути!