🪂Подарочный сертификат

Боишься снаряги? Знай свою систему! Часть 2

Ранее читатели статьи «Боишься снаряги? Знай свою систему!» получили возможность поиграть с вопросами и ответами на них. Этот опросник был основан на том, что спрашивают у риггеров реальные владельцы парашютных систем. Мы задумали эту викторину, чтобы показать, насколько важно разбираться в растущем количестве опций и функций современных парашютов. Все они настолько разные, что высоты принятия решений и даже действий в особых случаях для тех, кто прыгает с ними, могут отличаться.

Одинаковые или разные?

Это удивительно: два скайдайвера могут прыгать на двух системах одинаковых размеров, от одного и того же производителя, с серийными номерами, отличающимися на единицу, но если они поменяются ими — это может быть небезопасно. Всё зависит от цепочки решений, которые владельцы систем делали в момент, когда их заказывали. Вот несколько примеров.

Фрифлайная подушка или «мячик» на вытяжном парашюте?

Некоторые парашютисты хотят сделать свою систему ещё более безопасной, поэтому ставят на «медузу» более обтекаемую и зачастую закреплённую в кармане дополнительными жёсткостями подушку. Другие же сталкиваются с трудностями в попытках отыскать, схватить и вытащить её… И это довольно неприятный сюрприз для того, кто сейчас находится в воздухе.

Форма и конфигурация ранца?

Некоторые системы шьются специально для людей определённого телосложения — и человеку с другим телосложением их использование может доставлять дискомфорт и быть небезопасным. Технически даже подвесная система может нормально сидеть на обоих парашютистах. В некоторых случаях проблему не удаётся выявить на земле, даже когда парашютист, стоя на линии стартового осмотра, пытается дотянуться до бобышки. Чтобы быть уверенным, что вы сможете сделать это в свободном падении, лягте на тележку, прогнитесь и попробуйте вытянуть из кармана вытяжной парашют.

Кольцо или подушка запасного парашюта?

Некоторые выбирают низкопрофильную подушку вместо кольца, однако её может быть труднее отыскать и вытянуть в случае необходимости. Особенно, если парашютист не тренирован должным образом. Заметим, что для выдёргивания подушки может понадобиться большее усилие, если подвесная система находится под нагрузкой. Однако и кольцо не лишено недостатков — оно может зацепиться или выпасть, а потом болтаться рядом с вами во время свободного падения.

Транзит (RSL), MARD или вообще без них?

Большой вопрос. Трудно спорить с необходимостью установки RSL (а, значит, и MARD-систем, в которых уходящий при отцепке основной является огромным вытяжным парашютом для контейнера запаски). В распоряжении USPA есть только один доклад не старше 10 лет о фаталити одиночного парашютиста, в смерти которого можно обвинить транзит. Тогда парашютист замотался в стреньгу запасного парашюта, раскрытого RSL после отцепки. За тот же период времени транзит и MARD-системы предотвратили как минимум 18 смертей, и, безусловно, повлияли на благополучный исход бессчётного количества других особых случаев. Изобретатель RSL никогда не вёл учёт количества спасённых жизней.

Общепризнанно, что обе эти системы такие разные, что их даже сложно выводить в один и тот же класс, и к тому же они только добавляют сложности. Последние доработки некоторых систем исправляют определённые проблемы, но добавляют сложностей сами по себе. Выходят новые конфигурации RSL и MARD, очень мало испытанные в полевых условиях, и для них изменения и дополнения, похоже, тоже последуют. Так что всем пользователям RSL стоит держать нос по ветру.

Хорошие новости для парашютистов в том, что при переходе от RSL к MARD (по крайней мере, пока) не появилось данных о том, что нужно как-то менять шаблон действий в особых случаях после того, как парашют был открыт (здесь мы говорим о столкновениях в воздухе, приземлениях в сильный ветер или на препятствия). При этом того же нельзя сказать о переходе с системы без RSL к системе с RSL. В этом случае изменений масса, и все они требуют изучения и тренировок.

Выбираем страхующий прибор

Любая дропзона требует их установки, так что, несмотря на цену, парашютисты по всему миру в обязательном порядке устанавливают их в свои системы. Однако микропроцессорные системы раскрытия запасного парашюта от разных производителей всё сильнее отличаются друг от друга, и некоторые скайдайверы считают, что одни особенности являются более важными, чем другие. Сравнение цен не очень важно: в конечном счёте, сравнив реальные ежегодные затраты, мы столкнёмся с разницей, равной цене нескольких прыжков.

Главные дебаты идут между поклонниками систем с периодической поверкой (за это придётся заплатить, конечно), и теми, кто предпочитает прыгать с прибором до тех пор, пока ему самому не покажется, что это уже чересчур. Требования к периодической проверке у каждого производителя разные.

Сейчас, когда Американская парашютная ассоциация USPA подняла для всех местных парашютистов минимальную высоту раскрытия до 750 метров (2500 футов), появилась новая тенденция: парашютисты увеличивают высоту срабатывания страхующего прибора и высоту принятия решения.

Примечание переводчика:

USPA объясняет своё решение о подъёме минимальной высоты инициации раскрытия ОП (то есть минимальной высоты, на которой должна быть брошена медуза ОП) девятью фаталити за последние 14 лет. Во всех случаях прибор сработал на положенной высоте, но запаска раскрылась слишком низко. Конечной причиной фаталити могли стать попадание вытяжного парашюта ЗП в зону разрежения позади парашютиста, слишком тугие ранцы, зацепление стреньги или слишком слабая пружина медузы. Всех этих людей можно было бы спасти, подняв высоту срабатывания страхующего прибора, но производители не могли пойти на этот шаг. При установленной USPA минимальной высоте броска медузы увеличение высоты активации прибора привело бы к увеличению количества случаев, когда запаска «стреляет» вслед раскрывающемуся основному парашюту, что чревато спутыванием основного и запаски.

На российских ДЗ прыжки выполняются в соответствии с требованием Руководства по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России РПП-2010, п.98 которого гласит, что минимальная высота раскрытия ПС типа «крыло» для парашютистов (не менее 50 прыжков) ­ составляет 800-м.

Прочие аргументы относительно выбора прибора идут рука об руку с вопросом выбора ранца. Все электронные страхующие приборы на рынке вводят в действие запасной парашют, перерубая его чекующую петлю. Некоторые приборы исторически умеют это делать лучше других, что послужило поводом для выпуска нескольких бюллетеней. На некоторых системах, если страхующий прибор частично перерубил петлю, контейнер запаски будет уже невозможно открыть. Это зависит от конструкции отсека запасного парашюта.

В других ранцах, где пиропатрон установлен под камерой ЗП на дне контейнера, а шпилька – над верхним клапаном, парашютист сможет открыть запаску вручную, выдернув кольцо. Обычно это системы с частично открытой «медузой» запасного парашюта. Однако окно возможностей для изменения печального исхода этого маловероятного сценария столь мало, что лучше заострить внимание на дебатах о том, сработает ли прибор (и перерубит ли петлю). Заметим, что в случае частично перерубленной петли, времени на вытаскивание кольца будет больше, если поднять высоту активации прибора. Однако ещё лучше, конечно, планировать и выполнять свои прыжки таким образом, чтобы прибор вообще не играл никакой роли.

Второй существенный аргумент в пользу подъёма высоты активации страхующего прибора – возможность задержки в раскрытии запасного парашюта. Парашютная индустрия продолжает бороться с причинами, которые вызывают задержку выхода камеры ЗП из ранца при раскрытии как прибором, так и выдёргиванием кольца. В реальности ответ на этот вызов довольно прост – увеличение высоты срабатывания AAD. У большинства приборов эта величина доступна для настройки пользователем, однако, лишь некоторые из них способны вспомнить предыдущую настройку после того, как прибор выключился, и был вновь включен.

Как себя ведёт ваш страхующий прибор, можно узнать только в его руководстве по эксплуатации. Вы не можете сказать: «Все такие-то приборы стреляют по умолчанию на высоте Х и могут быть перенастроены, чтобы срабатывать на Y». Это зависит не только от бренда, но и от даты производства и даже момента, когда прибор в последний раз был на регламенте. И ситуация продолжает меняться.

Обычная или «безрезиночная» камера ОП?

Правильный ответ на этот вопрос: «А о какой системе мы, собственно, говорим?» Безрезиночные (semi-stowless) камеры – это относительно новый продукт на рынке, и их конструкции зачастую очень отличаются друг от друга. Некоторые позволяют пользователю самому выбирать – укладывать пучки строп в резинки, или просто в специальный карман. Однако, как минимум один парашютист сделал несколько прыжков с такой безрезиночной камерой, даже не посмотрев перед этим в сторону инструкции. Это в итоге привело к «дуге». Убедитесь, что прочитали инструкцию и понимаете все риски.

Новые конструкции — новые проблемы

Не только конечные пользователи сталкиваются с недостатком информации о новых, напичканных опциями, системах и парашютах. Это вызов для профессионалов в области парашютного снаряжения – они обязаны знакомиться со всеми новыми штуками, которые только возникают на горизонте. Когда новые конструкции появляются в ответ на стремление парашютистов к безопасности и в поисках совместимости снаряжения с различными видами прыжков, вместе с технологическими усовершенствованиями возникают и неизбежные конфликты. Парашютные системы сейчас переживают этап адаптации к новым конструкциям MARD, совместимости с вингсьютами, XRW (cross-relative work – прыжки, в которых участвуют опытные вингсьют-пилоты и пилоты под маленькими куполами – прим. переводчика) и маленькими куполами. И ещё больше изменений последует в ближайшее время. Каждый новый аспект спорта вызывает изменения в оборудовании. Так всегда было и будет.

Не все новинки работают хорошо во всех случаях. Иногда парашютисты обнаруживают это только после того, как инновация оказывается в серийных моделях. Не забывайте и про несовместимости, возникающие, когда старые конструкции сталкиваются с новыми типами прыжков, которые конструкторы и представить себе не могли во время разработки. Например, некоторые испытанные системы зачековки строп управления и даже коннекторы не способны работать с толстыми капроновыми стропами, которые до нынешнего момента востребованы в студенческих системах. Также до сих пор в использовании есть масса систем, которые по разным причинам не подходят для фрифлая или вингсьютов.

Только после вас

У любой системы, оборудованной транзитом, должна быть правильным образом отрегулирована длина жёлтых тросиков отцепки. Знать длину остатка тросика от белой петли КЗУ до его конца необходимо, чтобы понимать, какой из свободных концов будет отцеплен первым. Крайне желательно, чтобы свободный конец, к которому подсоединён привод транзита, был отцеплен одновременно или чуть позже, чем противоположный – но не раньше.

Пренебрежение этой деталью может иметь нежелательные последствия, если RSL раскроет запаску раньше, чем отцепка основного произойдёт полностью. Возможно, риггеры и стараются быть в курсе большинства новостей относительно длины кабелей отцепки, но они слишком часто упускают из вида эту деталь. Не только спецификации производителей относительно этого важного аспекта установки RSL не являются стандартными, разные редакции инструкций по эксплуатации для одной и той же системы могут включать в себя конфликтующие версии нужных размеров, спецификации трудно отыскать, а иногда они даже оказываются так и не опубликованными.

Новые конструкции, равно как и доработки старых, могут конфликтовать друг с другом, или становиться одним из факторов возникновения непредвиденных сценариев, когда с ними начинает прыгать большое число обычных пользователей. У некоторых систем есть петля Коллинса (простая петля в приводе RSL, через которую продевают длинный кабель отцепки). Петля Коллинса позволяет быть уверенным, что при отцепке оба жёлтых троса выдёргиваются из КЗУ до того, как шпилька запасного парашюта окажется вытащенной. Как только эта простая и гениальная конструкция вошла в состав MARD Skyhook, риггеры обнаружили конфликт в процессе некоторых раскрытий, в которых нарушен порядок действий. Производитель добавил хвостик (вилку на приводе RSL), чтобы система нормально срабатывала в этих случаях, но многие системы до сих пор эксплуатируются без этой важной доработки.

Другой пример, когда вроде бы изящное решение одной проблемы приводит к возникновению другой: попытайтесь вставить кабель отцепки в петлю Коллинза при уложенной запаске. В этом случае запросто можно пропустить жёлтый трос через клеванту запасного парашюта — и это не та проблема, которую хоть кто-нибудь сможет обнаружить в процессе стандартного осмотра системы перед прыжком.

Эй, это раскрытие было задержано

Некоторые контейнеры запасного парашюта содержат в себе уникальные системы, потакающие вашей бдительности и способные повлиять на особенности поведения парашютной системы в некоторых ситуациях. Например, если вы прыгаете с системой, в которой установлена необязательная система с упорядочивающей петлёй (staging loop), вам необходимо понимать, как она работает. Эта петля оставляет камеру запаски в контейнере уже после того, как шпилька вытащена (или петля зачековки ЗП перерублена пиропатроном), до тех пор, пока вытяжной парашют запаски не наберёт достаточно сил, чтобы обеспечить упорядоченное раскрытие. Это может быть особенно полезно, если вы хотите предотвратить выпадание большой запаски из контейнера, в котором она слишком свободно сидит, до того, как вы к этому будете готовы.

В случае довольно редкого стечения обстоятельств вам может потребоваться преодолеть сопротивление упорядочивающей петли вручную. Например, если вы решаете, что сажать ваш основной может быть слишком опасно и дёргаете запаску без отцепки основного потому, что слишком низко. В этой ситуации упорядочивающая петля может заблокировать раскрытие, поскольку слишком мало скорости. Если так и произошло – хватайте стреньгу и незамедлительно выдёргивайте её. Вы уже решили, что хотите раскрыть запаску – так что делайте всё необходимое, чтобы заставить её сработать.

Похожая ситуация, когда запаска не может решить – раскрываться ей или нет – может возникнуть, когда страхующий прибор успел выстрелить после броска медузы ОП. Вам нужно либо знать, что делать в подобном случае, либо отказаться от установки упорядочивающей петли. Решения, решения…

Риггеры, зубрите!

Исходя из вопросов, которые возникали при обычных переукладках запасок, некоторые из новых систем однозначно приводят некоторых риггеров в замешательство. Чуть реже некоторые старые конфигурации оказываются очень даже новыми для риггеров, которые в глаза не видели ничего старше десяти лет. Больше, чем когда-либо ранее, риггеры должны побуквенно следовать инструкциям по сборке и укладке каждый раз, когда они собирают систему и укладывают запаску, а также следовать мануалам на новые основные парашюты. Кстати, обычно MARD-системы добавляют около десятка лишних страниц в документацию!

Сейчас каждый производитель снаряжения уделяет особое внимание составлению мануалов и дополнений к ним, поэтому универсальных техник укладки не существует. Поэтому риггерам не стоит избегать регулярной проверки сайтов производителей для выяснения деталей и поиска новых доработок. И ни один из них не должен стесняться задавать вопросы, особенно если они возникают оттого, что инструкция написана недостаточно чётко.

Аналогично владельцы систем не должны стесняться проверять, что у их укладчика есть новейшая версия документации по нужному оборудованию и его конкретным опциям. Чтобы показать свою серьёзность, ищите, скачивайте и предоставляйте распечатки вместе со своей системой, когда отдаёте её на регулярную переукладку.

«В долг не бери и взаймы не давай»

Кроме первого лозунга «Знай свою систему», есть ещё одно старое правило, которое может уберечь массу народа от неприятностей: «Не прыгай с чужим снаряжением». Теперь, когда вы узнали всё о своей конкретной и уникальной системе, свыклись с ней и всё оттренировали, как сможете ввергнуть себя в пучину незнания, взяв систему какого-то другого человека?! Знает ли он всё о своём снаряжении? Готов ли поделиться всеми этими знаниями с вами?

Некоторым парашютистам приходится пользоваться арендными системами, и это в точности то же самое, что брать деньги взаймы. Несмотря на то что система просто лежит на полке, и она вроде бы совершенно обычная, вам всё равно нужен тщательный инструктаж от её владельца или инструктора, которому приходится работать с арендными парашютами. Поднимал ли кто-то высоту активации прибора (что требует от вас также поднять свою высоту раскрытия и изменить высоту принятия решения)? Включён ли прибор в студенческом режиме, и сработает ли он в случае, если купол скручивается на высоте в 300 метров? Стоит здесь транзит или MARD? Кольцо или подушка? Карабин транзита справа или слева? Какой тип бобышки установлен? Некоторые из них выглядят как обычный мячик, но на самом деле закреплены на системе дополнительными жёсткостями и их не так-то легко выдернуть, особенно если не знаешь, как это надо делать. Другие выглядят как подушка, но не имеют какой-либо дополнительной защиты.

По тем же самым причинам – будете ли вы чувствовать себя комфортно, отдавая свою систему одному из своих друзей и зная о пропасти между тем, что знаете об этой системе вы, и что он?

Сделайте так, чтобы отличное снаряжение работало замечательно в ваших руках. С момента изобретения первых ранцев, у которых и основной, и запаска были на спине, со времён ранних систем ручного раскрытия, со времён двух десятков разных систем отцепки – у нас не было таких существенных отличий одной парашютной системы от другой. Новейшие парашюты безопаснее, чем когда бы то ни было, но не дайте себя убаюкать. Не думайте, что система – как машина: если у вас есть категория, вы сможете с ней справиться.

Уделяйте собственной персонализированной системе заботу и внимание, которых она требует, разработайте осмысленные процедуры действий в особых случаях, которые соответствуют оборудованию и тому, какие прыжки вы совершаете. И тогда вы будете уверены, что каждый доллар, потраченный на парашют, работает на вашу безопасность.

Не смогли дозвониться?
Пишите в наш чат!