Как подобрать правильный парашют?
Каждый парашютист выбирает наиболее подходящий для своих целей купол. Будь уверен, что ты “выжал” всё из своего нынешнего купола, прежде чем пересаживаться на более быстрый или меньший по размеру.
Опыт и его актуальность
В целом, чем больше прыжков ты совершил, тем богаче твой опыт пилотирования и приземления куполов. Но это не обязательно должно означать, что общее количество прыжков указывает на хорошее управление парашютом. Делая большие перерывы в прыжках, мы несколько притупляем ”чувство купола” и свою оценку высоты. Потребуется сделать несколько разминочных прыжков, прежде чем ты снова станешь летать как прежде. Совершая прыжки регулярно, или хотя бы большими блоками, ты много чему сможешь научиться в короткие сроки. Но старайся оценивать собственный опыт критически, объективно, и не стесняйся спрашивать совета у инструкторов и многоопытных воздухоплавателей.
Дальнейшее уменьшение площади купола чревато болезненными последствиями даже при мизерных ошибках.
Полный вес парашютиста
Твой общий вес в подвеске является определяющим фактором загрузки крыла и играет первоочередную роль при выборе размера купола. Связывать загрузку крыла с общим количеством своих прыжков ошибочно. Понятно, что менее опытные парашютисты (речь НЕ об общем количестве прыжков, а об опытности) должны выбирать менее загруженные купола, чем их более опытные товарищи. Правильный выбор определяется индивидуальными навыками пилота, его способностью “понимать” купол, безопасно им управлять, и умение давать правильные “вводы” в экстренных ситуациях в полёте и при посадке.
Как правило, для студентов загрузка крыла не должна превышать коэффициент 0,8. Для начинающих спортсменов приемлемо постепенно перейти к загрузке 1,05 и оставаться на таковой до убедительной демонстрации способности приземляться на таком крыле во всех случаях. Дальнейшее уменьшение купола на этом этапе чревато болезненными последствиями даже при мизерных ошибках. Сперва убедись, что ты действительно уверенно управляешь своим куполом во всех ситуациях, прежде чем “уменьшиться”.
Если ты прыгаешь на новой для себя дропзоне на высоте 400 м над у.м. при 30-ти градусной жаре после длительного перерыва – не забывай о пределах возможностей своего купола!
Физическая подготовка и возраст
Разные парашюты по-разному открываются. Одни разворачиваются не спеша, другие – быстро. Чем быстрее происходит наполнение купола, тем больше динамическая нагрузка на тело парашютиста. Чем ты старше, тем дольше заживают различные травмы. Приземления маленьких куполов в штиль обычно заканчиваются пробежкой или скольжением для убавления скорости. Неспособность бежать с нужной скоростью приводит к падению лицом вперёд, зачастую на не самую мягкую поверхность. Большие же купола с высоким профилем при приземлении медленнее летят по горизонту, но быстрее снижаются по вертикали при посадке, что может привести к жёсткому приземлению.
Возвышение над уровнем моря
Атмосферное давление воздуха на уровне моря больше, чем на высоте. Чем выше находится дропзона, тем менее летучим и управляемым будет твой купол при приземлении. На каждые 300 метров высоты мы теряем около 4% управляемости. Если ты прыгаешь на дропзоне, расположенной выше моря на километр, то твой купол становится на 12% менее летучим. Это приблизительно разница на один типо-размер.
Зона приземления
Скоростные приземления на куполе с высокой загрузкой требуют большого простора. Точные приземления обычно легче удаются с классическими 7-секционными куполами по сравнению с 9-секционниками малых площадей, которые летят далеко при приземлении.
Убедись в том, что ты уверенно справляешься с приземлениями при разных сложных условиях на своём куполе прежде, чем “уменьшаться”.
Обычно площадки приземления обеспечивают достаточно места для безопасных посадок. Изучение аэрофотографии дропзоны и её окрестностей позволяет найти запасные площадки для нештатного приземления. Также эти снимки могут подсказать места, где можно встретиться с турбулентностью при различных направлениях ветра. Планируй каждое своё приземление с учётом возможной турбулентности.
Температура воздуха
Холодный воздух плотнее тёплого. В холодном климате купола показывают большее качество полета, нежели в тёплом.
Не придумывай “План Б” впопыхах. Продумай его, пока ещё есть запас высоты, а ещё лучше – перед прыжком, на земле.
Траффик
Дропзоны покрупнее используют, как правило, и самолёты больших размеров. А это приводит к большой загруженности зоны приземления. Прежде, чем выполнять запланированный заход на посадку, убедись в наличии свободного для этого воздушного пространства. В случае, если выполнение задуманного плана почему-либо затруднено, вспомни о приоритетах приземления (в безопасном месте, без низких разворотов, против ветра) и продумай “План Б”. Не придумывай “План Б” впопыхах, продумай его, пока ещё есть запас высоты, а ещё лучше – перед прыжком, на земле. Будь всегда предельно внимательным во время пилотирования купола и при приземлении.
Ветер
Каждая местность имеет свои типичные направления и силы ветров. Зная их, а также возможные локальные особенности в различных точках площадки приземления, легче составить “План Б” для разных направлений захода на посадку и, тем самым, избежать необходимости придумывать план нештатной посадки в последнюю минуту. Чем сложнее ветровая обстановка, тем более осмотрительными вы должны быть при приземлении.
Цель
Поскольку цели при занятии парашютным спортом у всех индивидуальные, то и типы куполов в продаже представлены разные. За исключением учебных парашютов, куполов для точности приземления и для групповой купольной акробатики, большинство куполов имеют эллиптическую или полу-эллиптическую форму. Как правило, купола с большим соотношением длины к ширине будут более эллиптичны и более чувствительны к вводам. Чем меньшей площади крыло и чем оно более эллиптично, тем лучше должны быть навыки пилотирования для безопасного приземления. Некоторые купола медленнее наполняются, некоторые летают быстрее, а у иных большая подъёмная сила. Продумай свои требования к парашюту и найди тот, который лучше соответствует твоим пожеланиям.
Сперва убедись, что ты “выжал” всё из своего нынешнего купола в плане мастерства прежде, чем пересаживаться на более быстрый или меньший по площади.
Факторы
Также, как описанные выше факторы влияют на твой выбор парашюта, они будут влиять на полётные характеристики. Скажем, если ты впервые прыгаешь на новой для себя дропзоне, расположенной на высоте 400 м над у/м, при температуре воздуха 30 градусов Цельсия, после длительного перерыва в прыжках – помни о пределах возможностей своего купола!
Рекомендуемая загрузка крыла
Три этапа классификации себя, как пилота купола:
- Используя фиолетовую, голубую и красную шкалы, определи свой высший результат.
- На уровне своего высшего результата, проведи вправо горизонтальную линию до места пересечения с чёрной диагональю и узнай свою квалификацию.
- Теперь проведи черту вниз до горизонтальной оси и найди ближайшее справа число. Это и будет максимальная для тебя загрузка крыла.
Примечание
Это только руководство, и оно должно быть принято совместно с чтением об ограничениях и переменных, описанных выше. Данные таблицы просчитаны для 9-секционников, куполов из ткани нулевой воздухопроницаемости и прыжков с площадок, расположенных на уровне моря. Для 7-секционных куполов уменьшение на один размер является приемлемым. При прыжках на ДЗ, расположенных выше уровня моря, необходимо добавить 4% к размеру купола на каждые 300 метров возвышения.
Текст и схема изначально созданы Райнером Босом в рамках руководства к курсу “Безопасного пилотирования куполов”.