🪂Подарочный сертификат

Отказ: подкова (дуга)

Высота 2500 и впереди ещё половина прыжка. И в этот момент вы вдруг понимаете, что что-то не так. Что-то бьёт по ноге. Оглядываетесь назад и в ужасе узнаёте цвета своего основного купола. Парашют вышел из ранца и из камеры. Но вы-то ещё ничего не делали!

Итак, у вас отказ “дуга”

До земли 35 секунд. Что делать? При одном упоминании дуги многих парашютистов воротит. Но этого отказа можно избежать, тщательно проверяя снаряжение и должным образом проводя процедуру ввода в действие основного парашюта. Подкова происходит в том случае, если основной купол введён в действие, но какая-либо его часть зацепилась за вас или за снаряжение. Это может иметь серьёзные последствия для раскрытия запасного парашюта, поскольку отцепка основного не приводит к его полному отделению. Всё это месиво, которое болтается над вами, может помешать успешному вводу в действие запаски. При этом типе отказа шансы того, что два купола скрутятся друг с другом особенно велики, даже если вы произвели отцепку основного.

Выделяют две разновидности этого отказа

Первый происходит в случае непреднамеренной расчековки камеры основного, что приводит к выходу парашюта из ранца и из камеры. Вытяжной парашют при этом остаётся не выброшенным. Обычно, этот вид отказа встречается выше высоты нормального раскрытия.

Другой её вид происходит, когда при раскрытии основного, какая-либо его часть цепляется за парашютиста или снаряжение. Существует много сценариев, которые ведут к этому типу отказа: стреньга вытяжного парашюта обмоталась вокруг руки/ноги парашютиста, стропы зацепились за крючки на кроссовках или за видео/фотокамеру, парашют зацепился за дополнительное снаряжение при демонстрационных прыжках – флаг или дымовую шашку, вытяжной парашют прошёл при раскрытии сквозь элементы комбеза (обычно операторского). Все эти ситуации обычно происходят на высоте раскрытия и все они весьма неприятны. Большинство из них, однако, вы можете предотвратить на земле, задолго до отделения.

Что делать?

Когда вы боретесь с дугой, время и высота уходят как песок сквозь пальцы. Панический страх при виде месива над головой, которое вы не в силах отцепить, может поработить вас. Нужно совладать с собой и работать над решением проблемы.

Если карман медузы находится на нижней стороне ранца, найти бобышку будет сложнее. Обычно медуза прочно сидит на своем месте, если клапаны ранца закрыты, и он не пустой. Если камера вышла, карман медузы болтается в турбулентности вместе с нижним клапаном ранца. Если позволяет высота – попытайтесь найти бобышку медузы, но не увлекайтесь. Помните – это скоростной отказ и в вашем распоряжении всего несколько секунд.

Если выбросить вытяжной не удалось, отцепляйтесь и вводите запасной. Отцепка освободит свободные концы и, возможно, приведёт к выдергиванию медузы. Даже если медуза не выйдет, ушедшие свободные концы освободят пространство для выхода подпружиненной медузы запаски.

Петли и шпильки

Предотвратить преждевременную расчековку клапанов основного легко: надо внимательно следить за состоянием самой легко обслуживаемой части парашютного снаряжения – петлей основного. Петля и шпилька – вот два главных элемента, которые держат основной на своём месте, пока вы им не воспользовались.

Петля должна быть соответствующей длины, чтобы плотно прижать шпильку к люверсам клапанов. Если при укладке вы можете вытянуть петлю больше чем на 1,2 см над обжимной шайбой (люверсом) крайнего клапана – петлю надо укоротить. Петля, применяемая в холодный декабрьский день, должна отличаться от петли используемой в жарком июле. Температура и влажность влияют на размеры уложенного купола и петлю надо укорачивать или удлинять. Просыпаясь после межсезонья или зимней спячки – подгоните петлю по размеру. Вы сменили основной на меньший по размеру, стали лучше укладываться – подгоните длину петли.

Потёртая петля – дугу просит. Петли дёшевы и легки в изготовлении. Как правило, если петля выглядит изношенной на 10% – её пора менять.

Другим виновником может стать шпилька, которая выдавилась в самолёте. Проверка шпильки основного (и запасного) перед прыжком – разумная практика. Многие проверяют снаряжение перед посадкой в самолёт. Ещё разумнее проверить шпильку перед отделением. Если в самолёте тесно, если вам пришлось много двигаться – повторите проверку. Это займёт всего несколько секунд и убережёт вас от кучи неприятностей в воздухе.

В стабильном горизонтальном положении

Для того, чтобы избежать подковы второго типа, потребуются некоторые навыки. Все они относятся к базовым знаниям и умениям в этом виде спорта.

Начиная с самого первого прыжка, инструктор обратил ваше внимание на правильное положение тела при раскрытии – “в стабильном горизонтальном положении”. Но что именно имеется в виду?

При раскрытии вы должны быть в прогибе (бедра вперед), ноги разведены, вы должны находиться в горизонтальной плоскости и видеть линию горизонта. Это и есть “стабильное горизонтальное положение”, которое надо сохранять на протяжении всего раскрытия.

Сказав это, хочу обратить ваше внимание на то, что раскрытие на заданной высоте – более важно, чем раскрытие в стабильном положении. Раскрытие в нестабильном положении редко приводит к нежелательным результатам. Так что работайте над улучшением техники свободного падения.

Другим методом избежания зацепов являются агрессивный ввод в действие вытяжного парашюта. Захватив бобышку, отбросьте медузу в поток и подальше от себя. Не надо её отталкивать или отпускать в поток как попало, это может привести к тому, что стреньга намотается на руку. Отнеситесь к медузе, как к гранате (опасному взрывчатому веществу), и отбросьте её подальше от себя. Тогда она спокойно выполнит свою функцию.

Всегда пользуйтесь одной и той же последовательностью действий при раскрытии. Если вы привыкли смотреть на бобышку перед захватом – то всегда смотрите, если нет – то и не делайте этого. Будьте последовательны. Тогда у вас меньше шансов потерять стабильное положение в поисках медузы.

Если будете прыгать с каким-то новым снаряжением – комбез или демонстрационная оснастка – проведите его детальный досмотр. Легче устранить неполадки на земле, чем в воздухе. Опытные парашютисты используют вторую пару глаз – например, инструктора или риггера для проверки снаряжения перед прыжком.

Несколько общих замечаний по поводу того, как избежать зацепок:

В трудной ситуации

Никто из нас не хочет получить отказ, но дугу надо избегать всеми силами. Это противный отказ, который может плохо кончиться, даже если всё сделано правильно. Этот же отказ можно предотвратить последовательными действиями по соблюдению правил безопасности.

Если это все-таки случилось – положитесь на свои натренированные навыки действий в нештатных ситуациях. Отцепка и ввод запасного спасли многих парашютистов, которые попали в, казалось бы, безвыходную ситуацию. Предупреждающие действия – лучший способ избежать подковы. Тренировка и трезвый холодный расчёт – лучшее средство выжить при её возникновении.