Повреждение купола
Парашютист, имеющий около 400 прыжков, испытал жесткое открытие его основного неэллиптического купола площадью 170 квадратных футов, с загрузкой на крыло примерно 1,3:1 . Когда он посмотрел на купол, то обнаружил, что некоторые из его строп порвались, но сам купол, казалось, был цел. После проверки, чтобы убедиться, что купол управляем, и держит подушку, он решил, приземляться под ним. К сожалению, приземление было гораздо жестче, чем он ожидал, результатом чего стала сломанная лодыжка и поездка на больничную койку для операции. Позже он сказал, что не понимал, что попал в беду, пока не оказался слишком низко, чтобы отцепиться безопасно. Хотя все казалось хорошо во время проверки управляемости, купол на самом деле снижался быстрее, чем обычно, и подушка при приземлении не замедлила его снижение должным образом. Парашютист сказал, что если бы это случилось снова, он бы отцепился и ввел в действие запасной парашют. Еще один урок был получен болезненным способом.
На первых порах, парашютисты зачастую не имеют особой подготовки в основах оценки повреждений купола и считают: “Если он летит по прямой и, кажется, поворачивает и держит подушку – поврежденный купол, скорее всего, нормально приземлится.” Похоже, что чуть более опытные парашютисты по-прежнему думают так же, независимо от того с каким куполом они прыгают. Тем не менее, приземление купола с повреждениями может стать довольно большой авантюрой, поэтому решение приземлить его или отцепиться должно быть взвешенным. Нет жестких и четких правил относительно повреждений являющихся приемлемыми: повреждения, которые могут быть разумным для приземления на студенческом куполе с загрузкой 0,7:1 вполне могли бы привести к травмам или гибели при большей загрузке парашюта.
Повреждения купола представляют собой как порывы ткани купола или усилительной ленты, так и порывы строп, включая стропы управления, или комбинацию повреждений как ткани, так и строп. Износ компонентов, ошибки укладки и нестабильное или не последовательное открытие являются основными причинами повреждений купола во время открытия. Повреждение ткани купола может варьироваться от относительно незначительного порыва всего несколько сантиметров в длину до катастрофического ущерба, который предполагает порыв нескольких секций. К счастью, купола пошиты из ткани типа рипстоп, в основной материал которой вплетены пересекающиеся нейлоновые нити, что помогает сдержать рост порыва. Но, даже если материал устойчив к росту порыва – остается шанс, что поврежденный купол может продолжать рваться, пока полет продолжается. Естественно, чем больше поврежденный участок, тем больше вероятность, что купол не будет безопасным в момент приземления. Имейте в виду, если повреждена нижняя оболочка, то возможно повреждена и верхняя, что Вы, вероятно, можете не увидеть снизу. (Многие парашютисты были удивлены, обнаружив повреждение верхней оболочки после приземления, казалось бы, летящего как обычно купола).
Обрыв строп часто приводит к вращению или прочим отказам, связанным с отсутствием контроля над куполом, которые требуют немедленной отцепки и ввода запасного парашюта. И, хотя существует возможность приземлить основной парашют, имеющий обрыв строп (в зависимости от того, сколько оборвано строп и в каком ряду), может быть очень сложно точно оценить, сможет ли купол действительно обеспечить нормальную скорость снижения и надлежащую подушку. Если произошел обрыв стропы управления, Вы можете расчековать клеванту на противоположном свободном конце и использовать задние свободные концы, чтобы управлять куполом и выполнить подушку на приземлении. Но необходимо серьезно рассмотреть Ваш опыт и размер купола, прежде чем Вы сделаете это. Приземление на задних свободных концах сложнее, чем может показаться. Если у Вас немного практики в этом маневре и недогружен купол, приземление на задних свободных концах – скорее всего, плохая идея.
Если Ваш основной парашют поврежден во время раскрытия, самым безопасным вариантом является ввод запасного парашюта. Скорее всего, это будет ровное штатное раскрытие, и Вы получите неповрежденный купол над головой с обеими стропами управления, доступными для маневров и приземления. Так почему бы не использовать запасный парашют вместо купола, который не сможет доставить Вас на землю безопасно? Существует старая поговорка относительно того, должен ли парашютист отцепиться и использовать запасный парашют: «Если сомневаетесь, отцепляйтесь». Как мне кажется, это правильный совет.