Приземление с отказом
Примечание: Это рассказ Lesley Gale от первого лица, анализ её действий при инциденте во время женского рекорда мира 2014 года.
Это был не самый умный шаг, который я когда-либо совершала. Я не пострадала, сделав вид, что правая рука не болит, сосредоточившись на том, чтобы не хромать. Зачем притворяться? Потому что тогда я должна была бы публично признать то, в чём затем призналась сама себе… О чём я думала?!
Неужели это была я
Разбежка базовой шестерки во время попытки установки женского мирового рекорда в Skydive Perris. Стала немного ленивей – не так далеко тречу, больше осматриваюсь и открываюсь. В конце концов здесь только шестеро из нас, нет смысла догонять впереди бегущих. Если только я не обошла их. Я знала, что справа от меня Вайке открывает свой купол в то же самое время. До самого момента открытия не думала, что это могло быть проблемой.
600 метров
Конечно же, её купол разворачивает влево, а мой – вправо, и мы неожиданно движемся по отношению друг к другу в направлениях, ведущих к столкновению. Обе резко разворачиваем купола задними свободными концами, расходясь друг от друга в нескольких дюймах и обменявшись взглядом, который говорит: “Вот это да, что это было? О чём мы думали?! “. Я получаю всплеск адреналина в момент пролёта мимо Вайке. Купол снова летит ровно и прямо. Большой выдох облегчения, и затем перехожу к расчековке строп управления.
Правая клеванта выглядит неисправной. Кольцо слайдера застревает на верхней части клеванты, что не позволяет выполнить расчековку строп управления: предположительно это результат маневра уклонения. Я выполняю попытки под несколькими различными углами. Независимо от того, насколько сильно стараюсь, ничего не происходит. Вторая клеванта также по-прежнему зачекована. Купол до сих пор летит ровно и прямо вперёд без каких-либо доворотов.
450 метров
Конечно, просто нужно подумать и смогу решить как поступить. Это не большая проблема. Я проверяю высоту: 450 метров, есть время. Я ещё не достигла своей предельной высоты.
Появилась мысль, что если уменьшить давление, потянув слайдер, смогу освободить клеванту. Пытаюсь это выполнить. Никаких результатов. Проверяю трафик – всё ещё чисто. Задними СК выравниваю направление и пытаюсь освободить клеванту, потянув вниз стропы. Ничего не выходит. Что делать?.. В голове всплывает фраза из первого парашютного брифинга 28-летней давности: “Можете ли вы безопасно приземлиться?”. Я полагаю, что, “да, могу приземлиться на задних свободных концах”. Не считаю себя представителем старой школы, я современный спортсмен, поэтому это только показывает, насколько долго первый опыт, который вы получили, остаётся в голове, даже когда спорт уже давно обогнал тот первый совет.
350 метров
Снова смотрю на высотомер: 350 метров; всё ещё есть некоторое время до критической высоты. Хорошо, вот что я сделаю: попробую ещё раз освободить клеванту и если не получится, то буду приземляться так. В голове прояснилось: всё будет хорошо. Я знаю, что делаю, решение принято. Выбираю место приземления вдали от основной площадки, на которую приземляются остальные участницы рекордной попытки. Придерживая рукой свободный задний конец, стараюсь освободить стропу управления.
В душе уверена, что смогу освободить стропы управления, и всё будет в порядке, никакой драмы. Пробую обеими руками. Ничего не происходит. Боже, как много куполов в небе; было бы неплохо иметь более управляемый купол.
300 метров
Вот уже ниже 300 метров … Решила прекратить возиться с этой проклятой клевантой. Я легко могла бы сделать ещё хуже. Было много инцидентов с летальным исходом в результате расчековки строп управления на низких высотах. Теперь начинаю жалеть о своем решении. Сколько раз я приземляла купол на задних свободных концах? Ноль. Ни разу. Никогда. Мой друг сломал спину, выполняя это и свалив купол. Пытаюсь выполнить подушку задними свободными концами и понимаю, что лучше не доделать подушку, чем свалить купол.
200 метров
Разум изводит меня. Я слышала инструктаж Дэна Бродски-Ченфилда много раз: “Если вам приходится думать – хорошо это или нет, то, очевидно, НЕ хорошо! Если не уверены в своём куполе, то избавьтесь от него”. Кристально ясный совет от одного из лучших парашютистов в мире. О чём я думала? Почему не следовала этому совету? Выбрасываю эти мысли из головы и сосредотачиваюсь на задаче – безопасное приземление… Смогу обвинить себя во всём позже… Надеюсь, не по дороге в больницу.
50 метров
Направляясь к зоне для приземления, которую выбрала, я не могу удержаться от мысли, что земля выглядит сухой и очень твёрдой. Ах, если бы перемотать часы и вернуться на высоту, когда можно было безопасно отцепиться!
Земля приближается очень быстро! Да, я боюсь … выдерживаю направление… готовые к удару ноги в положении “вместе”, которое я не делала уже несколько тысяч прыжков… 3, 2, 1, тяну назад свободные концы, плавно выполняя подушку. Бум!!! Перекатываюсь через бок, земля чертовски твёрдая, у меня перехватывает дыхание. Рука болит – забыла прижать её при перекате. Немного запыхавшаяся и с головы до ног в пыли, оцениваю ущерб…
На земле
Я в порядке. Знаю, это уже хорошо. Немного ссадин и ушибов, самая болезненная часть – это мое предплечье. Круто. Пора вставать и идти на следующий прыжок. Нет времени зализывать раны…
На следующий день я заметила синяк размером с яблоко на моей заднице. Мне повезло, что она крепкая и круглая! Могло бы быть гораздо хуже – это приземление оказалось слишком трудным, чтобы быть комфортным. Главной причиной моих ушибов стала гордость, уверенность в том, что я в силах принять правильное решение. Я приняла правильные решения, оставив клеванту в покое ниже 300 метров, избежав основной трафик куполов и выполнив перекат при приземлении. Но если бы я могла повторить ситуацию, то отцепилась бы на высоте 600 метров, раскрыла свой запасной парашют и поменяла бы свой купол на более управляемый и более уместный в этом небе с сотней куполов; на такой, который обеспечил бы гораздо более мягкое приземление.
Почему я не отцепилась?
Всё еще размышляю над ответом на этот вопрос. Я думала, что это было не так уж важно (ошибалась), я думала, что могла бы решить проблему(снова ошибка), и не хотела хлопот с отцепкой (такой выбор принёс больше хлопот). Мои решения были ошибочны и повезло, что больше испугалась, чем поранилась.
Я многому научилась
Этот инцидент потряс меня до глубины души. Почему? Потому что раньше почти всегда правильно справлялась с любыми проблемами безопасности, которые возникали. Я думала, что всё знаю. Я публикую статьи про технику безопасности каждую неделю. Сейчас понимаю, что не знала всего, но думала, что знаю почти всё. Я поняла, что знать и делать – разные вещи. Никто не застрахован от ошибок, и меньше всего – я. И этот урок смирения стал самым большим уроком из всех.