Спроси у риггера
Корректно ли настроена и уложена моя система для выполнения отцепки?
Звучит глупо, не правда ли? Как бы там ни было, каждая система должна исправно работать в случаях, когда возникает необходимость отцепить нерабочий купол и ввести в действие запасной. Но, как показали некоторые случаи, вы можете столкнуться с полной неразберихой, если не обеспечите соответствующее обслуживание и укладку своей системы.
Как часто вы извлекали подушку отцепки и чистили её тросы/кабели? Никогда? Уверен ли ты, что в случае выполнения реальной отцепки там что-либо сдвинется? Вы удивитесь, узнав, какое усилие нужно приложить, чтобы вытянуть/выдернуть два грязных тросика из боуденов. В отдельных случаях парашютистам следует тренироваться выполнять отцепку на земле, выдёргивая подушку отцепки со значительным усилием двумя руками. Чтобы уменьшить сопротивление, возникающее при выдергивании подушки, достаточно почистить тросы с помощью силиконового геля и насухо протереть.
Большинство производителей рекомендуют проводить очистку кабелей/тросов и разминать текстильную часть СК каждый месяц. Ваш риггер выполняет эти процедуры (ну или, по крайней мере, ему следует это делать) во время каждой переукладки запасного парашюта. Но если эти мероприятия игнорируются и вами, и вашим укладчиком, то, в конечном итоге, вы обязательно столкнётесь со сложностью или даже невыполнимостью выдёргивания подушки в самый отчаянный момент – во время реальной отцепки. Закрученные СК также могут потребовать увеличить усилие, необходимое для выдергивания подушки отцепки. Многие производители устанавливают на СК своих парашютных систем металлические каналы/жёлобы для размещения в них излишек тросов. Такие каналы/жёлобы предотвращают защемление и зацепы тросов/кабелей во время сильной закрутки СК. Если ваша система не включает в себя металлические каналы, попросите риггера или производителя снаряжения заменить СК.
Некоторые ранцы имеют двойную систему клапанов на плечевых обхватах, закрывающих свободные концы основного и запасного парашютов. Нижний клапан перекрывает СК запасного купола, а лейбл, расположенный на нём, указывает на то, что сверху укладываются СК основного. В некоторых случаях, когда спортсмен укладывает СК основного под нижний клапан, во время открытия купола может возникнуть сильный зацеп и блокировка СК. Как-то с подобной проблемой столкнулась одна спортсменка. Не дотянувшись до клевант и поняв, что купол крепко зацепился свободными концами, она выполнила отцепку и выдернула кольцо запаски. Основной купол при этом оставался прикрепленным к подвесной с двух сторон, а медуза запаски, усилия которой было недостаточно для вытягивания купола из ранца в таких условиях, болталась у неё за спиной. Она снижалась под основным куполом, который крепко зацепился СК за клапан на подвесной (несмотря на то, что был отцеплен), и приземлилась без выполнения подушки, отделавшись только испугом.
Парашютисты, конечно, могут тренировать выполнение отцепок, требующих больших усилий, но в каждом нештатном случае возможно предотвратить возникновение отказа. Важно следить за своим снаряжением: проводить систематические проверки, заменять изношенные элементы и бережно обращаться со своей системой, следуя всем рекомендациям производителя. Только при выполнении этих условий вы сможете спокойно справиться с возникшей нештатной ситуацией.
Важно следовать инструкциям производителя при укладке СК в плечевые обхваты подвесной, предусматривающей систему двойных клапанов.
Если СК уложен под нижним клапаном, может возникнуть зацеп, показанный на рисунке.