
Зимние прыжки с парашютом
Советы профессионалов
Начался декабрь – первый официальный месяц зимы. Прыжки с парашютом зимой разрешается проводить при температуре у земли не ниже -35°С. Мы, конечно, к такому экстриму не стремимся, да и зима предстоит мягкая (обещали синоптики). Но зима – не лето, она всё же имеет свои «изюминки» для скайдайва. Потому все наши редкие обрывочные советы по подготовке к зимним прыжкам в дайджестах попробуем собрать в единый пост, ибо зима, вы не поверите, длится три месяца! А весна у нас тоже… зачастую зимняя.
Прыгать зимой можно, но тщательнее подготовившись. И главное в этом вопросе – учиться на собственных ошибках нельзя! Потому набирайтесь знаний у тех, кто осваивал зимнее небо не пять, и даже не десять лет, кто прыгал с круглым парашютом в прошлом веке без всяких там термиков и бафиков, электростелек и нано-перчаток и жив-здоров по сей день. Мастер-класс от опытных инструкторов, операторов, риггеров Скайцентра ДЗ Пущино призван помочь начинающим и продолжающим заниматься парашютным спортом покорять небо в зимних условиях, чтобы сделать зимний скайдайвинг максимально безопасным, оптимально комфортным, абсолютно позитивным и однозначно зажигательным.
Собрав все советы наших профессионалов, мы выделили несколько конкретных пунктов, на которые в зимнее время надо обращать особое внимание:
- снежный покров;
- подготовка к прыжкам;
- парашют и снаряжение;
- одежда, обувь.
Снег не помеха, но…
Зимний пейзаж даёт шикарную картинку снежной бесконечности. Но в ней отсутствуют яркие точки-кроки, по которым можно визуально сориентироваться на местности с высоты свободного падения (шутка!) Потому прежде, чем выходить на старт, обязательно найдите на дропзоне зимнюю фото-карту основной и запасных площадок приземления. Не пропустите предпрыжковый брифинг в ангаре. Будьте предельно внимательны на линии стартового осмотра (ЛСО), где вам ещё раз напомнят про точку выброски, положение солнца и прочие варианты ориентации в воздушном пространстве.
Лайфхак от профи:
Алексей Закаблук: Один из плюсов зимних прыжков – мягкий снег, который прощает многие ошибки при приземлении, в отличие от твёрдой земли при прыжках летом.
Алексей Сиволапов: Не думайте, что весь снег мягкий.
Владислав Батурский: Знайте и помните, что наст (плотная корка снега на поверхности) коварен: безопаснее сесть на пятую точку, чем на ноги. Не надо бежать по снегу, лучше приземляться перекатом.
Дмитрий Дёмин: Считается, что снег скрадывает высоту, поэтому можно ошибиться с подушкой. На практике такое бывает и довольно часто – в основном в сумерках, когда контраст совсем плох. Но какой тут совет дать? Наверное, универсальный: если сомневаешься, что сможешь безопасно сработать и приземлиться в текущих погодных условиях, лучше остаться на земле.
Начало прыжковой смены
Зимние прыжки требуют более серьёзного отношения к тренажам по отцепке. В этот период необходимо каждый прыжковый день начинать с тренажа. И это относится ко всем категориям спортсменов. Здесь важно отработать отцепку именно в той одежде, в которой вы будете совершать прыжки в этот день. Обязательно в шлеме и перчатках, причём, отдельно надо отработать открытие шлема (вводная – запотевание линзы).
Телефон с номером РПП и полной зарядкой должен быть при вас во время совершения прыжков. Зная возможности своего мобильного устройства, удостоверьтесь, что заряда аккумулятора хватит на весь день. На холоде телефон разряжается быстрей. Если вы приземлитесь не на основной площадке, то мобильная связь с вами должна быть устойчивой и постоянной. Да и подзаряжать гаджет после каждого прыжка – не лучший вариант.
Лайфхак от профи:
Дмитрий Дёмин: Тренажёр отцепки обязательно надо проходить в перчатках, в которых будете прыгать. И в них же натренироваться открывать шлем.
Сергей Протопопов: Алгоритм действий в случае вынужденного приземления на площадку вдали от аэродрома:
– место приземления выбирать как можно ближе к дороге;
– по телефону как можно точнее сориентировать РПП или коллег о своем местоположении. В идеале – выслать геометку. Варианты типа «вокруг меня деревья» или «где-то в РФ» не ускорят ваше обнаружение.
Снаряга и парашют
С переходом в зимний сезон несколько серьёзней надо отнестись к своему снаряжению. Здесь есть подводные камни: снег попадает в купол на приземлении; электронные высотомеры и пищалки на морозе могут дать сбой или неожиданно быстро разрядиться; визор на шлеме периодически запотевает на выходе из ЛА.
С особым усердием нужно готовить снаряжение зимой, всю снарягу проверять чаще, чем летом, практически после каждого прыжка проводить контрольный осмотр. Отдельно и особо тщательно нужно готовиться к зимним прыжкам в шлеме:
- обработать линзу специальным гелем или спреем, предотвращающим запотевание;
- освоить правильное дыхание: вдох носом – выдох ртом в специальное отверстие внизу;
- отработать действия при запотевании линзы в свободном падении: отмашка, открытие основного парашюта, открытие шлема;
- если визор запотел после открытия ОП, открыть забрало (в крайнем случае снять шлем).
Лайфхак от профи:
Владислав Батурский: Прыгающим в группе обязательно(!) обрабатывать линзу антизапотевателем (антифог).
Николай Хребтов: Важно – не укладывать влажный купол! Проверять снег, чтобы ни в медузе, ни в соплах не оставался. И ещё – не хранить систему в машине! Ибо там прибор с аккумулятором, которому это не очень полезно. И если вдруг купол будет влажный и останется в машине, он потом не откроется… И вообще систему лучше хранить распущенной, в негерметичном мешке, вдали от нагревательных приборов (если до весны).
Алексей Гащенко: Визор открывать после раскрытия ОП обязательно!!!
И небо встречает по одёжке
Самый простой и непростой вопрос для желающих прыгать зимний сезон – одежда и обувь. Казалось бы, чего проще одеться потеплей и выйти на старт? Ан, нет! Чем больше одёжек, тем меньше безопасности. В толстых перчатках (горнолыжных, например) будет сложно дёргать медузу или открыть линзу шлема. Капюшоны, края куртки, лишнее худи в свободном падении могут сковывать движения, парусить, мешать открытию ОП. Но без них можно же замёрзнуть совсем?! Потому очень важна экипировка и принцип золотой середины.
Лайфхак от профи:
Алексей Закаблук: Одежда для прыжка должна быть тёплой и удобной: не балахонистой, но и не стесняющей движений. Руки – слабое место парашютиста зимой, поэтому нужны тёплые и непродуваемые перчатки, но не толстые, чтобы не мешать работе с парашютом.
Алексей Гащенко: Несколько слоёв одежды, подшлемник, носки – 2 пары!!! Стельки!!! Термобелье + флис виндстопер! Если это не групповая, то пусть хоть горнолыжный комбинезон одевают. Одежда не должна давить: где давит – там застой крови и замерзает быстрее.
Дмитрий Дёмин: Искать зимние комбинезоны с утеплением не надо. Термобельё + обычный комбинезон отлично работают. Обязательно нужно тёплое термобельё и зимние перчатки. На шею бафф, на ноги – тёплые ботинки без крючков. Перчатки должны быть с одной стороны достаточно тёплые, с другой – не слишком просторные и пухлые. Обязательно – не скользкая ладонь (кожа, замша, нескользящие силиконовые вставки).
Алексей Сиволапов: Грамотное утепление – термобелье «f спорт» с влагоотводом.
Владимир Бухлин: Ноги – обращайте внимание на подошвы обуви. На морозе некоторые экземпляры могут замерзать и «деревенеть», обувь становится скользкой и неудобной для перемещений. Руки – если перчатки надеваются и снимаются легко, их можно потерять в свободном падении или даже на выходе, посему контролируйте плотность прилегания.
Сергей Протопопов: Обувь должна быть зафиксирована на ноге так, чтобы не слетела! Прецеденты были. Последствия всем понятны.
И кое-что ещё, о чём молчать не надо
Самый частый весёлый совет от инструкторов звучит так – не прыгай зимой. При том, что у них у всех этих зимних прыжков столько, сколько у большинства скайдайверов на ДЗ и близко нету. Ну, да, не советуют, но при этом с удовольствием делятся своими наблюдениями по преодолению и облегчению зимнего экстрима. Например, подтверждают, что зимой на высоте бывает теплей, чем на земле.
А мы заметим, что если бы зимний скайдайв был полным трешем, то зачем они, наши профи-мастера, получали этот опыт? Видимо, что-то в этих снежных прыжках есть! А если добавить, что глобальное потепление уже заметно подняло градус наших зим, а лёгкая промышленность выдаёт одежду по самым современным технологиям, то ничего запредельно экстремального в зимнем скайдайве нет. Просто надо учитывать некоторые моменты.
Лайфхак от профи:
Сергей Протопопов: О культуре общения. Долгий (медленный, растянутый) выход на ЛСО – неуважение и пренебрежение здоровьем тех, кто вышел на старт своевременно.
Владислав Батурский: Лицо намазать жирным кремом минут за двадцать до вызова на ЛСО, тогда есть шанс, что не сильно обветрится при пилотировании.
Николай Хребтов: Не нужно постоянно летать в полном режиме: чем выше руки – тем быстрее отток крови и сильнее мёрзнут.
Алексей Касторнов: Не обязательно постоянно управлять куполом в зимнее время. Можно развернуть, поставить его в нужном направлении, отпустить клеванты, опустить руки и погреть их. Варианты «как погреть руки на высоте» желательно опробовать в подвесной системе во время тренажа отцепки. Можно, например, свободные от клевант руки ненадолго расположить между ранцем и спиной.
Анна Курникова: Зимой более ровная атмосфера, нет дырок, нет турбулентности, более ровный воздух. Но очень важно не замерзать между прыжками. Обязательно греться: пить тёплый чай, греть руки и ноги.
Виктор Пашнин: Запасные носки! Если вдруг набрали снега в ботинки, это спасёт.
Владимир Бухлин: Замша на перчатках теплей, но кожа имеет лучшую сцепку с поручнями на выходе. Мелочь, вроде. Но в авиации мелочей не бывает – это аксиома.
Надеемся, что все советы будут полезны и вам в помощь. Комфортных и безопасных прыжков, небоныры, в зимний сезон 2022! До встречи в ангаре, на старте, в самолёте!