Что такое ожог стропами и как его избежать?
Ожог стропами — повреждения компонентов парашютной системы, связанные с теплом. Это общий термин, включающий в себя повреждения, вызванные резким протягиванием стропы через ткань купола, что создает высокую температуру и ведёт к возникновению ожога в точке контакта: на материале купола, лентах подвесной системы, других стропах, свободных концах или даже ранце.
Ожоги, как правило, появляются по одной из двух причин:
- Трение, созданное в момент раскрытия и наполнения неправильно уложенного парашюта.
- Трение, созданное в момент столкновения двух парашютистов под куполами.
Неправильная укладка
Неправильная укладка является наиболее распространённой причиной ожога стропами. Если часть материала купола быстро движется вдоль одной из строп (либо наоборот) во время раскрытия и наполнения, трение за короткий промежуток времени может сгенерировать достаточно тепла, чтобы повредить материал купола или стропы, либо и то, и другое. Помимо этого, трение двух строп друг о друга под напряжением тоже может привести к их повреждению. Если вы обнаружили следы повреждений от ожогов стропами на материале купола или на одной строп, правильной идеей будет внимательно осмотреть весь купол и все стропы на предмет наличия других повреждений. Повреждений может быть гораздо больше, но они могут не сразу броситься в глаза.
Нейлоновый материал купола и различные типы строп имеют разную температуру плавления. Нейлон плавится при температуре 214℃, и это более низкая температура плавления, чем у любого из применяемых типов строп, кроме материала микролайн, который плавится при температуре 144℃. Так что, если стропы вашего купола изготовлены из микролайна, и вы обнаружите повреждения материала купола от ожогов стропами, существует вероятность повреждения ещё и строп. Стропы из кевлара (Kevlar), ХМА (High Modulus Aramid), вектрана (Vectran) и дакрона (Dacron) имеют температуру плавления в промежутке между 500℃ для кевлара и 250℃ для дакрона. Таким образом, более термостойкие стропы могут не оплавиться, даже если они повредили материал купола.
Вы можете избежать повреждений, вызванных ожогом стропами и связанных с ошибками укладки, следуя инструкциям производителей вашего снаряжения (в частности, купола и ранца). Во время укладки держите стропы в центре зоны укладки, расправьте слайдер между четырьмя группами строп, придвиньте люверсы слайдера вплотную к ограничителям на куполе, и убедитесь, что стабилизаторы купола не соприкасаются со стропами. Этих трёх простых вещей будет достаточно для предотвращения повреждений во время наполнения.
Столкновения под куполом
Столкновения под наполненным куполом также могут привести к повреждениям, причинами которых является ожог от строп и не только на парашюте и его компонентах. Стропа под нагрузкой веса человека, несомненно, оставит след или два, если зацепит любую часть вашего тела во время столкновения! Многие столкновения под наполненным куполом приводили к ожогам комбинезонов и кожи. Если вы стали участником столкновения любого типа, проведите тщательный осмотр купола и подвесной системы.
Определить повреждения, вызванные ожогом стропами и отличить их от повреждений, вызванных контактом с острыми предметами, просто. Ожог стропой приведёт к оплавлению, по меньшей мере, одного края ткани в точке повреждения. На прожжённых стропах появятся следы оплавления в местах, где происходило трение. На более тяжёлых материалах, например, используемых для производства клапанов контейнера ранца, повреждения могут варьироваться от таких, которые выглядят как потертость или обесцвечивание ткани, до более обширных ожогов — их вы с лёгкостью обнаружите во время осмотра.
Ремонт купола и замена повреждённых строп легко исправит большинство повреждений, вызванных ожогом стропами, но гораздо проще быть аккуратнее в укладке и внимательнее при пилотировании купола, чтобы избежать столкновений. Большинству риггеров и без этого хватает работы. Нет нужды добавлять им нагрузку!