🪂Подарочный сертификат

Отцепка. Запаска. Что дальше?!

Вы отцепились и теперь летите с запасным куполом над головой. И что теперь? Когда в последний раз вы управляли этим куполом? Ознакомьтесь с предлагаемой последовательностью действий во время пилотирования запасного парашюта от момента раскрытия купола и вплоть до приземления.

Много дискуссий ведётся последние несколько лет о том, когда следует отцепляться и быть готовым к этому — всё это жизненно необходимые темы.

Но что происходит после того, как вы избавитесь от основного купола — много ли вы думаете об этом? Так же, как в случае большей фокусировки на свободном падении, чем на пилотировании, за обдумыванием процесса отцепки не следует обсуждение дальнейших действий под запасным куполом.

Ниже дана последовательность действий под запасным парашютом с момента его раскрытия и до приземления.

Осмотр строп на предмет закрутки

Перво-наперво: ваша запаска раскрылась и, надо надеяться, полностью наполнена и без закруток (не забудьте расцеловать своего риггера после приземления). Если закрутка всё же возникла — устраните её, ведь у вас нет плана С.

Проверка

Что дальше? Так же, как в случае с основным куполом над головой, необходимо выполнить следующий круг контроля: трафик, высота, местонахождение.

Трафик

Убедитесь в том, что пространство вокруг вас свободно — быстро осмотритесь по сторонам и, при необходимости, выполните обходные манёвры, используя задние СК.

Высота

Проверьте высоту. Взгляните вниз — если высота критически мала, то почувствуете это мгновенно. Посмотрите на высотомер для получения точного значения — вы можете оказаться очень низко после отцепки, так что самое время для оценки ситуации (например, находитесь ли вы выше первой контрольной точки?).

Местонахождение

Примечание: Осмотр окрестностей в целях поиска своего основного купола и медузы запасного является крайне небезопасным! После отцепки вы, вероятнее всего, окажетесь на довольно низкой высоте, что значительно сократит время на какие-либо действия с куполом и заход на площадку приземления. Не подвергайте себя дополнительному риску, следуя за утерянным снаряжением. Помните, что любые запасные площадки приземления всегда опаснее основной зоны приземления.

Молниеносно ответив на эти вопросы, вам следует определиться с дальнейшими действиями в течение оставшегося времени снижения. Такой выбор может занять 10 секунд или меньше, но это очень важно — иметь план и следовать ему.

В момент времени, когда вы отвечаете на эти важные вопросы, отпустите СУ, а затем потяните их равномерно вниз, чтобы купол полетел прямо в медленном режиме: во-первых, это позволит избежать ныряния купола вперёд в полном режиме после освобождения СУ в ситуации, когда высота теряется неумолимо быстро. Во-вторых, это уменьшит скорость снижения даже сильнее, чем при натянутых клевантах. И в-третьих, это даст вам больше времени на раздумья.

Расчекуйте стропы управления, просуньте руки в клеванты и потяните их энергично и синхронно.

Не забывайте, что клеванты запасного купола закреплены на СК с помощью липучки. Так как запасной купол используется очень редко, липучка на СК, как правило, в отличном состоянии. Поэтому вам необходимо будет сначала потянуть клеванты вверх (как только что сделали с подушкой отцепки) и только затем — вниз, стараясь делать все одновременно, чтобы обеспечить ровную, симметричную расчековку.

В случае необходимости вы можете прокачать слайдер, потянув клеванты вниз до уровня талии и затем отдав их вверх. Это также поможет в случае ненаполнения крайних секций. При необходимости этот приём можно повторить 2–3 раза.

Внимание! Эти приёмы можно и следует применять только при наличии запаса высоты. Лучше приземлиться своевременно, но выполнив подушку с ненаполненными крайними секциями, чем столкнуться с землёй в момент прокачивания клевант.

Стоит также отметить, что при расчековке строп управления запасной купол может клюнуть вперёд и потерять высоту. Поэтому перед тем, как расчековать клеванты, оцените, будет ли у вас достаточный запас высоты, чтобы восстановиться после этого клевка. В случае если вы открылись очень низко — не расчековывайте клеванты и не пытайтесь разворачиваться против ветра — просто приготовьтесь к жёсткому приземлению и перекату.

Расслабьтесь

Дышите ровно. Старайтесь сохранять спокойствие и концентрацию. Нужно действовать дальше. Следующая мысль, наиболее вероятно посетившая вас: «Когда я в последний раз управлял этим запасным / семисекционным куполом?». Методы сохранения уверенности в такой ситуации описаны ниже.

Если высота позволяет, выполните несколько раз подушку: наиболее важная цель заключается в том, чтобы оценить, в какой момент вам необходимо её сделать, чтобы выдержать правильный уровень купола, известный как «правило номер 1» — выдерживание уровня при приземлении (купол летит параллельно земле). Вы ведь понимаете, о чём речь? Если нет, читайте статью “Правила безопасного приземления”.

Помните, что различные купола скорее всего имеют различные диапазоны эффективности, но всегда обеспечивают ровное симметричное расположение купола при выполнении подушки.

Второй круг контроля

Предостережение

При оценке высоты и месторасположения имейте в виду, что, в связи с заменой основного купола на резервный, могут значительно измениться три фактора — тип купола, размер и загрузка. Всё это повлияет на вертикальную скорость и в результате, возможно, снижение станет менее знакомым, чем снижение под основным куполом. Если вам необходимо больше времени на принятие решений, не забудьте, что полёт в среднем режиме замедлит снижение. При таких обстоятельствах средний режим может быть действительно выгодным.

Выберите наилучшую из тех площадок приземления, на которые сможете попасть. Имейте в виду, что под запасным парашютом вы не дойдете так далеко, как под основным. Высота открытия запаски, вероятнее всего, меньше, чем обычная высота открытия основного парашюта. Чем быстрее вы оцените, куда можно приземлиться, тем больше площадок будет в вашем распоряжении. Немедленно развернитесь в сторону выбранной площадки приземления.

Старайтесь выполнить полноценный заход на приземление — с использованием трёх контрольных точек. Если заходите на площадку недалеко от какого-либо парашютиста, перемещайтесь надлежащим и предсказуемым образом.

Если сохранился запас высоты, то после того, как вы уже дошли в зону приземления, попытайтесь проследить, как купол реагирует на работу стропами управления. Оцените диапазон контроля и точку свала. Лучше работать в более узком диапазоне, чем в более широком. Если втянуть стропы управления слишком сильно, то купол может перейти в режим свала и столкновение с землей будет особенно жестким.

Если у вас нет достаточно времени, чтобы ознакомиться с реакцией купола на действия стропами управления, и вы не представляете, как выполнять подушку — не делайте её совсем. Просто возьмите стропы в средний режим и приготовьтесь делать перекат. Если вы снижаетесь под парашютом со значительной загрузкой и не уверены в том, как правильно выполнять подушку — вы, вероятнее всего, получите травму, однако при любой загрузке приземление со стропами управления в среднем режиме или с нерасчекованными клевантами будет мягче, чем приземление с неправильно выполненной подушкой.

В любом случае, управляя данным куполом впервые, используйте консервативную технику приземления. Разворачивайтесь против ветра выше, чем обычно. Избегайте маневров вблизи земли. Помните, что этот купол летит по-другому, чем тот, к которому вы привыкли. В развороте он может потерять гораздо больше высоты, чем вы ожидаете. Стараясь приземлиться против ветра, помните, что все развороты должны быть завершены не менее чем за 60–70 метров от земли. Обычно это, примерно, удвоенная высота самых высоких объектов (деревьев).

Уверенность в себе — прежде всего

Время расставить всё по местам. Помните, что это ваш купол, он под вашим контролем — выполняет всё, что вы ему велите, поэтому приземляйте его с уверенностью. Выполните подушку так же решительно, как если бы были под основным куполом, а после приземления похвалите себя за то, что успешно справились со столь сложной задачей, как отцепка. Всё ещё чувствуете, что совет про уверенность на приземлении сомнителен? Вот некоторые рассуждения на тему, как выстроить уверенность во время приземления после отцепки:

  1. Вы когда-нибудь летали под запасным парашютом? Если ответ — «нет», то протестируйте его! Зачем ждать отцепки, чтобы поуправлять запасным куполом? Обратитесь в демо-центр производителя запаски и попросите точно такой же купол, как у вас, но модифицированный для установки в систему в качестве основного парашюта, и сможете сделать несколько прыжков на пилотирование, чтобы ознакомиться с полётными характеристиками устройства, спасающего вам жизнь.
  2. Если на следующем прыжке произойдёт отцепка, будет ли запаска над головой самым маленьким куполом, с каким вам только приходилось прыгать? Если ответ — «да», то неудивительно, что вам не хватает уверенности — подумайте о переходе на больший размер! Почему вы предпочитаете смириться с таким даунсайзом на один прыжок, несмотря на большую вероятность низкого открытия, неблагоприятного месторасположения и возможного чувства стресса? Не секрет, что в настоящее время многие производители запасных парашютов выпускают модели с уменьшенным укладочным объёмом (такие как Optimum от PD), что позволяет увеличить размер запаски, не вызывая сердечный приступ риггера. Обратитесь к производителю ранца за таблицей размеров, чтобы определить, какой укладочный объём запасного купола оптимально подойдёт вам. Так же, как и в купольном пилотировании, чтобы избежать неприятных последствий, необходимо принимать превентивные меры. Не ждите, когда отцепка познакомит вас с вашей запаской.

И, как всегда, планируйте прыжок и выполняйте запланированное до самого приземления.