Не злите пилота
Автор статьи: Dean “Princess” Ricci имеет более 6000 часов налёта, 5000 часов – на выброcку, работает сейчас в Skydive Dubai.
Я люблю этот спорт. Люблю людей, атмосферу и работу, но эта любовь не мешает некоторым вещам раздражать меня. Перед тем, как я начал летать, я был инструктором AFF и тандем-мастером. У меня около 7000 прыжков, работал на крупнейших ДЗ. Я много сделал и многое видел до того момента, как начал летать.
Как только я сел в пилотскую кабину, начал уделять внимание вещам, которые редко или вообще никогда не приходили в голову. Пересмотрел многие свои поступки из прошлого и удивился: о чём я вообще думал, как же мало я знал.
Всё дело в том, что я в первую очередь парашютист. Жизнь с парашютом за спиной началась почти 16 лет назад. Как пилот на выброску, всегда стараюсь держать это в голове. Кроме того, нельзя забывать, что большинство парашютистов не пилоты и имеют крайне слабое представление о том, что происходит в кабине самолёта, а на больших ДЗ — даже кто их пилот.
Постараемся обсудить тут некоторые вещи, которые я и мои коллеги считаем важными. Что-то из этого может показаться давно избитой темой, но, несмотря на это, сможет вас удивить.
Зона посадки в ЛА
Место, где иногда срывает крышу по несколько раз на дню. Моя основная цель — делать столько взлётов в день, сколько возможно. На средних и крупных ДЗ очень большое количество желающих прыгнуть, в то время как световой день не достаточно длинный. В такой ситуации зона посадки в самолёт становится местом, определяющим количество взлётов в день. То есть, по сути, это место, от которого зависит количество выполненных прыжков каждым из парашютистов.
Закончите вашу тренировку до того, как самолёт выйдет в зону посадки спортсменов. Для пилота нет ничего хуже, чем смотреть на часы, вращающийся винт стоящего на земле самолёта, пока парашютисты определят, кто кого за что хватает.
Общей ответственностью также является контроль местонахождения спортсменов относительно винтов. Кричащего из кабины пилота при работающем двигателе не слышно. И видит он тоже немного. Даже если двигатель не запущен — держитесь подальше от винтов, и обращайте на это внимание других.
ОСОБЕННО на самолётах с хвостовым колесом, где у пилота впереди, можно сказать, слепая зона. Не стойте прямо перед самолётом — вас там совсем не видно. Не бегайте перед самолётом — нам тяжело останавливаться и потом ехать дальше. Отбежать вам 10 метров значительно проще, чем вас обрулить!!! — прим.пер.
Знайте ваш порядок отделения до того, как сядете в самолёт. Это позволит вам зайти в ЛА в установленной последовательности и спокойно занять нужное место.
Если вы пытаетесь помочь пилоту или ДЗ при посадке спортсменов (откатить тележку с аккумуляторами, помочь парашютистам), убедитесь, что помощь в данном случае действительно требуется. Если не уверены — обязательно уточните либо предоставьте это дело более опытному спортсмену!
Привязные ремни
Примечание редактора: на каждом аэродроме существуют свои правила, которым, разумеется, нужно следовать. Ниже мы приводим рекомендации большинства крупных дропзон USPA, в целях безопасности практикующих использование ремней для пристёгивания спортсменов во время взлёта и набора высоты.
Едва ли новая тема, не так ли? У меня, например, никогда не возникало вопроса, пристегиваться или нет, но, как парашютист и пилот, я часто становлюсь свидетелем непристёгнутых спортсменов. Если вы решите не пристегиваться во время взлёта или посадки, помните, что можете попасть в отчёт авиационной администрации дважды — как жертва и как причина смерти кого-то ещё, возможно, даже вашего друга.
Операторы, ваш шлем должен быть пристёгнут (или надет) по тем же причинам. Окружающие, которые просят пристегнуть шлем, не хотят вас раздражать этим и быть слишком навязчивыми — они просто хотят жить. Непристегнутый либо ненадетый шлем может стать большой проблемой в случае, если самолёт резко остановится.
Вы отстёгиваете ремень и снимаете своё снаряжение на высоте, установленной вашей ДЗ, и знание этой высоты под вашей ответственностью.
Не так важно, как пристегивать ремень безопасности, но важно знать, когда и как его снимать, потому что с пристёгнутым ремнём вы можете создать проблему для остальных при аварийном покидании ЛА, когда всем надо действовать быстро и безопасно.
Набор высоты
Получайте удовольствие. Это то, зачем мы здесь, и все это понимают. Суть в том, чтобы получать разумное удовольствие. Не орите во всю глотку, чтобы показать, как любите прыжки. Всегда найдётся один особенный спортсмен, который привык думать, что это очень весело — кричать, как в фильме ужасов от момента взлёта вплоть до отделения из самолёта. Это не только глупое поведение, которое показывает человека не с лучшей стороны — это опасное поведение. Неужели вы хотите, чтобы пилот думал, что на взлёте происходит что-то очень опасное?
Не бродите по самолёту, особенно в небольших ЛА. Пилот может не сильно волноваться по поводу свала в этот момент, но довольно некомфортно лететь с постоянной настройкой триммера. Поверьте, даже если пилот не выглядит очень занятым — он занят. Всё, что помогает облегчить 12-ти часовой рабочий день — всё будет воспринято с благодарностью.
Помимо этого, вы увеличиваете расход топлива и время, требуемое для набора высоты. Имейте совесть и проявляйте уважение к пилотам и друг другу! — прим. пер.
Будьте готовы по просьбе пилота чуть сместиться по салону к хвосту, создавая этим заднюю центровку — самолёт принимает положение с положительным тангажём (нос вверх), при этом управляющие поверхности (элероны) не отклонены или отклонены на меньший угол, что создает меньшее аэродинамическое сопротивление и облегчает процесс взлёта.
Держите глаза открытыми. Вы видите то, что пилот видеть не может. Если кажется, что происходит что-то странное или опасное с самолётом, с парашютистом и т. д. — скажите пилоту. Жизнь, которую вы спасёте, может быть вашей.
Постарайтесь помнить, что для пилота это работа. Работа не только доставить парашютистов на высоту, но и обеспечить вашу безопасность по дороге. Если надо поговорить с пилотом — поговорите, но помните о его задаче. Отвлечение пилота может привести к таким ситуациям, как неправильная выброска, меньшая высота или даже к тому, что пилот не увидит самолёта, летящего прямо в вас!!!
Выход на боевой, отделение, свободное падение
Не важно, оборудован ли ваш самолёт лампами для сигналов, но в любом случае — у вас должны быть сигналы для открытия двери и отделения. Эти сигналы даются (или не даются!) неспроста. Если зелёный сигнал не загорелся тогда, когда, как вам кажется, должен, возможно, пилот знает, что внизу есть самолёт, или ветер сильно изменился. Пилот, скорее всего, поддерживает постоянный контакт с РП и имеет информацию, которой у вас нет, поэтому до получения команды ничего не предпринимайте!
Помните, что вы определи порядок отделения ПЕРЕД посадкой на борт. Сейчас самое время воспользоваться этой информацией. Знайте интервал после группы перед вами. Учитывайте время на подготовку к отделению. Обрез двери — это не место для обсуждений, и все ненужные действия, выполняемые в этом месте, затягивают выброску для остальных спортсменов из взлёта. Достается обычно тандем-инструкторам, которые и без того имеют достаточно проблем, и плохая выброска не очень им поможет.
Кроме случаев, когда на ДЗ вы ответственны за выбор точки выброски, дайте пилоту сделать свою работу, прежде чем вносить корректировки. Как пилот, я знаю, как быстро мы движемся, куда движемся, как далеко находимся, куда дует ветер на какой высоте. Дайте мне сделать свою работу. В случае если пилот промахнулся — скажите об этом (он может и не знать этого). Будьте вежливы, пожалуйста, иначе, возможно, придётся долго идти пешком после приземления.
Говоря по правде, так же как большинство пилотов, которых я знаю, люблю то, что делаю. В целом, везти парашютистов наверх, а потом пикировать оттуда — потрясающе. Люди, атмосфера, виды — это то, ради чего я живу и что приносит мне огромное удовольствие. Советы и рекомендации, которые тут описаны не только позволяют ускорить работу ДЗ, но и делают её безопасней. За крайне малыми исключениями каждый пилот, которого я знаю, несёт очень большую ответственность за людей на борту. Не только парашютистов, но и друзей. Больше всего меня злят вещи, которые подвергают опасности людей на борту, и именно о них я говорю.
Каждый прыжок начинается с самолёта, а каждый самолёт — с пилота!