🪂Подарочный сертификат

Выбор первой парашютной системы

У каждого спортсмена, после прохождения программы AFF или окрыления по второй программе, встает вопрос приобретения собственной системы. С одной стороны, хочется сразу свою, с другой – чётко понимаешь, что в следующем сезоне, скорее всего, будешь уменьшать размер крыла и снова придётся собирать систему. Каждый решает это для себя самостоятельно, но есть вполне понятный алгоритм.

Когда и с чего начинать

Если надоело платить аренду или просто хочется стать собственником своего счастья, логично собрать первую систему б/у. При этом имея в виду, что в один и тот же ранец можно уложить несколько размеров основного и запасного куполов, меняя длину петли. То есть, в ранце под 150 футов будет место и 170-му и 135-му куполам. Это, конечно, очень приблизительно: купола бывают новые, которые с трудом укладываются пока не выбьются, а купола с напрыжкой после 600 прыжков хорошо сдуваются и их можно довольно комфортно укладывать в ранцы чуть меньшего размера.  Поэтому выбор такой системы надо доверить проверенному опытному коллеге.

Основной парашют (ОП) можно спокойно брать с большой напрыжкой, не забывая, что каждые 400-600 прыжков нужно обязательно менять стропы, даже если они внешне вполне себе целые. Регулировки уходят, меняются лётные характеристики купола и это не всегда безопасно.
В принципе, наш мир тесен и жуликов немного, но они есть. И пытаются иногда впарить купола, на которых несколько тысяч прыжков: они выбиты в хлам и с непонятно какими стропами. Хотя, если купол отпрыгал первую тысячу и на нём заменены стропы, это вполне себе нормальный вариант. Не дорогой и на первое время пойдёт.
Семь или девять секций? Если прыгать классику, то можно остановиться сразу на точностной системе. Если RW или FF, то однозначно 9-cell. Если в планах вингсьют или бейс, то всё равно посоветовал бы 9-cell: мало ли как вильнёт настроение, да и после 9-и секций на семи проще будет.
С запасным парашютом (ЗП) ситуация немного другая. Можно спокойно вкладываться в PD «Optimum» или в наш Спейс-2, они имеют уменьшённый укладочный объём и переживут пару размеров ранца. Это если не считать проверенной надёжности и отличных характеристик на раскрытии, пилотировании и приземлении.
Теперь вопрос – какой производитель? Кто бы что ни говорил, моё мнение всегда было однозначным – той страны, в которой живёшь. Ремонт и релайн всегда будут доступны при понятных сроках. Сказки про превосходство буржуев давно в прошлом.
Прибор. У меня были все приборы. Не буду навязывать, но рекомендую «Марс». Был у них на производстве, возил на сертификацию наши «Спириты». Отлично сделанный прибор, если кто не в курсе. у ЧССР никогда не было чужой десантной и спасательной техники, в том числе свои катапультные кресла и приборы с резаками на них (стояли на чешских УТС Л-29/39). Так что традиции у них отличные. Резак пиропатрона сделан по принципу резаков катапультных кресел: соответственно схема проверена полувеком эксплуатации. Заряд держит отлично, обслуживания и регламентов не требует.

Загрузка, загрузка, загрузка…

Много копий сломано…А также ног и других частей тела. Да, и чего уж, фаталити в наше время иногда возникают из-за неё, загрузки. Адресовано начинающим, у которых нет своих тренеров/инструкторов.

Итак, на первой системе отпрыган сезон, или прыжков 50-80, что быстрее настанет. Человек уже приблизительно сориентировался в избранной дисциплине и появляются мысли о покупке системы, возможно уже сшитой под заказ с меньшим размером купола.

Предлагаю варианты, основанные на анализе деталей, возникающих при выборе системы, купола, ранца, ну, и травматизма – происшествий приблизительно с 2006 года. То, что было в прошлом веке, не рассматриваю в связи с неактуальностью: другая техника и подход к подготовке. Не претендую на наукообразность и однозначную истину, цель – помочь сделать правильный выбор.

С момента начала самостоятельных прыжков на крыле, у кого-то прошёл первый порыв серьезно заняться именно парашютным спортом для участия в соревнованиях, у кого-то он, наоборот, усилился и найдена дисциплина и, возможно, тренер и команда. В любом случае нужно очень тщательно подходить к вопросу загрузки купола. Это – ваше здоровье и, иногда, жизнь.

Тематические группы скайдайверов подробно распишу ниже. Но эта рекомендация – ключевая; она не касается только классиков, прыгающих исключительно точность, без акробатики: там всё понятно и, чаще всего, есть тренер.

Уменьшение размера купола должно быть оправдано, в первую очередь, с точки зрения разумной достаточности. Да, были уникумы, которые удачно проскочили переход на косонервюрники и эллипсы с загрузкой под 1,8-2+ с опытом около 300-400 прыжков. И некоторые даже живы и успешно продолжают прыгать. Но больше тех, которые поломались и погибли. И знаю случай, когда команда не остановила нового участника с небольшим опытом, хотя на одном, тогда самом массовом ресурсе, ему все говорили: «Слава, рано тебе брать купол с такой загрузкой…». А там было не очень много, казалось бы, 1,8 и … увы.

Распространённый миф – «я аккуратно буду прыгать, не буду делать опасные маневры и постепенно освою купол с бОльшей загрузкой, чем та, которую рекомендуют мерзкие «ретрограды». Лотерея! Конкретная ситуация зависит не только от человека, так думающего, а от коллег по небу, иногда летающих не по правилам, метеоусловий вообще и смены направления ветра в момент захода на приземление и т.д.

Может быть видели, а, может, и не обращали внимания, как иногда, при заходе не строго против ветра или когда ветер чуть вильнул, а высоты довернуть уже нет, купол начинает сносить вбок и человек инстинктивно, перед приземлением, вытягивает руку в сторону сноса, а в ней клеванта… Для большого купола – это всего лишь падение на бок, максимум – травма руки. На более мелком – это падение с высоты метров в пять, а то и выше, именно падение.

Исходя из этого, загрузка следующего купола не должна превышать 1,2 приблизительно, т.е. для парашютиста, весящего 90 кг с системой, это 190 ft.

Aviatus: Калькулятор загрузки купола

Ну вот, собрали систему и спокойно прыгаем на ней до появления понимания и выбора дисциплины, которая будет у вас основной в скайдайве.
Ещё раз напомню: покупать систему или отдельные компоненты нужно с риггером или человеком «в теме»!

 Продолжение с рекомендациями по тематическим группам скайдайверов следует.

P.S. Немного о себе:
2 400 прыжков;
прыгал в команде ВВС ПрикВО;
работал в НИИ ВВС им. В.П.Чкалова (27 тем по испытаниям парашютной техники и спец. снаряжения);
принимал участие в испытаниях и доводке всей линейки куполов и ранцев ПарААвиса;
тандем-мастер, инструктор AFF.
С 2007 г. занимаюсь страхованием парашютистов.