Закрутка: как её можно предотвратить и исправить
Закрутки превратились из лёгкой неприятности, вызывающей раздражение, в распространённый отказ, требующий отцепки. Есть способы уменьшить шанс закрутки, а также способы борьбы с нею, если она всё же произошла.
- Первое, что нужно сделать для борьбы с закруткой – попытаться её предотвратить. Чем больше ослаблена грудная, тем дальше друг от друга будут кольца КЗУ (и свободные концы) во время раскрытия, что уменьшает вероятность закрутки (конечно, при этом вы должны быть затянуты достаточно сильно, чтобы не выскользнуть из подвесной).
- Удостоверьтесь, что ножные затянуты ровно. Для фрифлаистов имеет смысл привязать к ножным кусок резинки, которая не позволит обхватам сползать вниз и даст возможность равномерно загрузить свободные концы на раскрытии. Ровное положение тела в подвесной, когда бёдра и плечи находятся параллельно земле, поможет куполу раскрыться по направлению.
- Будьте внимательны при зачековке клевант и раскручивайте закрученные стропы управления (закрученная стропа становится короче, кроме того, повышается угроза т.н. «tension knot», завязки скрученной СУ и строп крайних рядов). Следите за износом крепления клевант на свободных концах и своевременно заменяйте износившиеся элементы. Преждевременная расчековка клеванты может легко вызвать закрутку, а также препятствует выполнению поворота купола в сторону сразу после раскрытия.
- При укладке оставляйте 25-40 сантиметров «слабины» свободных строп от края отсека запасного парашюта до крайнего пучка на камере основного. Тогда на раскрытии стропы не будут цепляться за край отсека запаски – что может закрутить камеру основного купола, когда она выходит из ранца на раскрытии.
- Изношенный вытяжной парашют на раскрытии может закрутиться и закрутить камеру. Замените медузу, если на ткани появились дырки, либо повреждена сетка нижней оболочки.
- Смените стропы, если купол вышел из «настроек». Если стропа каскада А (идущая к носу купола) одной крайней секции стала короче, чем идущая к противоположной крайней секции – купол будет открываться с вращением в сторону более короткой стропы. Точно также, если одна стропа управления стала короче другой, купол будет иметь тенденцию поворачивать на раскрытии в сторону более короткой стропы.
- Стаскивание слайдера к кольцам КЗУ и расслабление грудной перемычки может предотвратить закрутку под уже раскрытым и рабочим куполом (её может вызвать резкий ввод клевантой, в результате которого купол развернётся быстрее, чем пилот под ним) и, что более важно, сделает вводы более плавными.
Несмотря на все предосторожности, закрутка всё равно может произойти. Если вы оказались под куполом с закрученными стропами и при этом купол продолжает лететь по прямой, просто раскрутитесь. Убедитесь, что раскручиваетесь в нужном направлении. Вы также можете дотянуться руками до строп выше закрутки – у вас будет больший рычаг, чтобы раскрутиться. Будьте внимательны – не суйте руки прямо в закрученные стропы: есть шанс не вынуть их оттуда.
Если при закрутке купол начинает вращать – действуйте быстро. Посмотрите на места крепления купола к свободным концам (карабины или софтлинки) и выровняйте их (по отношению к земле) за счёт смещения тела в подвесной. Будьте осторожны и не перестарайтесь – это может заставить купол начать вращаться в противоположную сторону. Одновременно проверьте, не вылетела ли одна из клевант. Если на открытии её выбило и купол начинает вращаться – попытайтесь быстро (пока не начало класть в горизонт) дотянуться до второй клеванты и расчековать её.
Можно использовать любой ориентир, но для меня места карабинов или софтлинков – самое простое. Купол перестанет вращаться и полетит по прямой. Теперь – раскручивайтесь. Опять же – убедитесь, что раскручиваетесь в правильную сторону. Не расчековывайте клеванты, пока не раскрутитесь. Учтите что при закрутке во вращении купол очень быстро теряет высоту, так что следите за ней. Если вы под высокозагруженным эллипсом – помните: у вас очень мало времени и вам совсем не хочется, чтобы закрутка зажала концы троса отцепки на свободных концах. Это сделает отцепку тяжёлой или невозможной вовсе.
Это относительно простой вид отказа, но он очень часто приводит к отцепкам – люди часто просто не знают, что делать. Для любого парашютиста не будет зазорным подойти к более опытным скайдайверам и проговорить действия при таких отказах.