🪂Подарочный сертификат

Хищное пикирование свупера

Он мало похож на общительного небоныра, рассказывающего байки и собирающего возле себя большие компании. Сосредоточен, собран, настроен внутрь себя. Добавьте к этому высокий рост, крепкое телосложение и можно фантазировать о спортивной стезе, где физические данные являются первостепенными – единоборства, альпинизм, борьба. Но он – птица, летающая быстрей и дальше многих не только в России, но и в мире. Мастер спорта международного класса, 23-кратный чемпион России, неоднократный рекордсмен мира и Книги Гиннеса, тренер, член сборной России по парашютному спорту – Сергей Романюк, которого можно встретить на ДЗ Пущино и получить урок пилотирования или приземления.

Считать награды, рекорды и достижения Сергея – дело неблагодарное, ибо их реально очень много. Коротко это можно сказать так – лучший свупер России начала XXI века. 16 лет он выступает в составе сборной России, с 2007 – в пилотировании. В мировом рейтинге после Кубка мира-2019 он занимает 13-е место. Собственно, об этом мероприятии мы и хотим поговорить с Сергеем Владимировичем.

10-й Кубок Мира по купольному пилотированию проходил 20-24 ноября в южной точке Африки, столице ЮАР – Претории. Сергей про место битвы сказал так:

Там как раз была весна, всего 32 градуса жары. Погода резкая, всё происходило моментально – налетит мощная гроза, устроит бардак и мгновенно прекратится, солнце вовсю сразу жарит. Всё в природе происходит неожиданно быстро, как в мультике, и также гротескно.

Сложность возникла у многих из-за разреженного воздуха, жили мы на высоте 1339 м над уровнем моря. “Горняшки”, конечно, не было, но трудно порой было справляться с недостатком кислорода. Ну, и перелёт более 10 часов, пересечение экватора, иные условия – вот почему мы прибыли на ДЗ за неделю, необходимо было акклиматизироваться до стартов. Что касается африканской экзотики, на львов и жирафов смотреть было некогда, прыгали, готовились, соревновались.

malahova
Информации об этом Кубке в Интернете российском практически нет, разве что на сайте ФПС РФ мелькали восклицания о новых рекордах, но свуп – дисциплина очень скоростная и непредсказуемая. И установленный Сергеем Романюком рекорд Европы через десяток минут был улучшен следующим участником на 0,007 сек. И всё же российский рекорд на африканском континенте им был улучшен. В Танае на Чемпионате России-2018 спортсмен выдал скорость пролёта – 2,091 сек. На Кубке мира в ЮАР установлен новый рекорд России в 2,037 сек. К слову, всего тысячные доли секунд расставляли спортсменов по местам в турнирной таблице.

Сегодня мировой рекорд принадлежит итальянцу Mario Fattoruso – 1,943 сек. Не первый раз у меня случается так… Иду на высокий результат, но в крайней попытке чего-то не хватает… И в этот раз ситуация повторилась, к сожалению! Но я сделал всё, чтобы подняться выше, свой собственный рекорд побил.

Мне, человеку непросвещённому в пилотировании, Сергей терпеливо "на пальцах" объяснял суть свупа:

Аббревиатура SWOOP переводится примерно так: хищное пикирование птицы и пролёт над землёй. Обязательное условие – наличие воды (озеро, бассейн). В этом виде парашютного спорта есть три дисциплины – скорость, дальность, точность, в каждой – три попытки. Есть ещё и Фристайл, там, как правило, две попытки, но это отдельная дисциплина – о ней позже.

Как правило, коридор пролёта ограничивается шириной в 10 метров, длина – 70 метров, в точности и дальности есть входные (высота – полтора метра) и выходные ворота и свои правила.

В скоростном этапе коридор делают дугообразным, каждый пилот старается пройти его по оптимальной траектории. Нужно не сбиться с курса, не вылететь из коридора, пролететь, не снижая скорости. Это сложный, но зрелищный этап.

Работая этап на дальность, перед входом в ворота обязательно касание ногой воды и первые 50 метров нельзя подниматься выше полутора метров. Потом набираем высоту, чтобы максимально долго пролететь коридор по воздуху. Первое касание земли в этом коридоре любой частью тела и будет результат на дальность.

Точность – это не точка, как у классиков. Здесь на воде устанавливаются четверо зачётных ворот. Важно правильно рассчитать заход, пройти все ворота, прочертить красивую линию на воде (примерно 44 метра) – 50 баллов. Оторвавшись от воды, желательно встать в зачётной зоне, устояв на ногах в «боксе» 1 х 2 м- 50 баллов… Понятно, что направление захода и курс не меняются при смене направления ветра: спортсмены должны учитывать эту составляющую, без правильного расчёта прыжка хороший результат невозможен.

Вот так на словах просто. Но те, кто хоть раз самостоятельно приземлялся с парашютом, знают, что скоростное пилотирование – сложнейший вид парашютного спорта. И стать хорошим свупером – задача не простая. А уж на этой ниве выйти в лидеры – дело реально героическое и весьма опасное. Ведь именно на приземлении и случаются 90% нестандартных травматических ситуаций. А теперь вернёмся в Африку. По скорости в крайней попытке была допущена ошибка – превышение коридора – что не позволило претендовать на призовые места и опустило в итоговой таблице аж на 13-е место… А что с дальностью?

Мой личный рекорд – 166 метров с копейками, но на Кубке я показал максимально 153,38. Зато Юра Гармашов установил новый рекорд России – 153,52 метра. Мировой рекорд – 183,47, он принадлежит французу Cedric Veiga Rios, мы пока не дотягиваем. И это вопрос возможностей: те же французы к соревнованиям пришли с подготовкой в 500 прыжков за год, а у меня – 180…

Если основная работа – небо и парашютный спорт, то зарабатываешь ты тренерской и инструкторской деятельностью? Но свуп – это не самое востребованное дело. Большинство парашютистов до поры до времени считают, что знают, как надо приземляться, не заморачиваются аэродинамикой и прочей арифметикой. Да и рискованно это – скорость в развороте у них – 180 км/ч, опытные свуперы с таким свистом проносятся по выделенной полосе, что гости дропзны шарахаются в страхе, а потом долго восхищённо рассказывают именно этот эпизод. Но на выделенной полосе на самом деле приземляются очень немногие.

Я изначально стал мастером спорта в групповой акробатике (4-way, 8-way), потому обучаю этой дисциплине спортсменов в аэротрубе, являюсь специалистом в личной технике. С 2007 года преподаю пилотирование. Конечно, Федерация ПС помогает чем может, финансирует участие в мировых чемпионатах, со снаряжением помогает, участвует в подготовке, но её возможности не безграничны. Приходится искать возможности для зарабатывания денег из других источников, это не всегда тренерская работа, помогает высшее образование, давшее земную профессию.

С 2016 года моя основная база – ДЗ Пущино, в Скайцентре работает Русская школа пилотирования (RCPS – Russian Canopy Piloting School).

Являясь лидером свуперского направления парашютизма, мастером, которого достаточно хорошо знают в мировых кругах, ты являешься носителем богатого опыта в этой дисциплине. Твоя школа – возможность поделиться этими наработками? Ты думаешь о будущем, о тех, кто придёт за тобой? Каковы у нас перспективы на мировой арене?

Если брать участников прошедшего Кубка мира, хочу отметить Владимира Залужного и Константина Кунца. Парни вошли в тридцатку сильнейших свуперов мира. Очень перспективные ребята, они и есть наше продолжение. Кстати, команда России по итогам соревнований заняла почётное 5 место. Это общая работа, каждый внёс максимальный вклад в результат.

Теперь про молодёжь…

Конечно, мне хочется популяризировать скоростное пилотирование, как необходимый каждому вид парашютного спорта. А тем, кто любит агрессивно-адреналиновые дисциплины, кому могут покориться наши свуп-рекорды, готов отдавать свои знания, опыт, чтобы Россия в недалёком будущем встала на высшую ступеньку пьедестала. И очень хочется, чтобы любой парашютист мог безопасно и красиво просвистеть на приземлении по выделенной полосе.

На практике у нас пока более 85% парашютистов не умеют делать правильно подушку приземления! Это сложилось исторически: пройдя AFF, пересев на крыло, начинающие уделяют внимание трубе, совершенствованию навыков свободного падения, отводя приземлению второстепенное значение. Они думают, что пилотирование – это маленький размер купола, «скорость и свист»… Это не совсем правильно, даже совсем не правильно! Ведь не важно, чем вы занимаетесь в небе – фрифлаем, ГА, формациями, вингсьютом и т.д. – приземляться приходится всем и каждый раз. И лучше, чтобы это происходило безопасно, правильно и в нужном месте.

Именно поэтому в 2009 году мной в России была создана первая школа купольного пилотирования (RCPS), где я открыто делюсь своим опытом и знаниями с учениками. В школе ежегодно выполняется более 2000 прыжков. Всё больше людей понимают значимость, приезжают со всей России, ближнего и дальнего зарубежья. Отдельное “Спасибо!” руководству Skycenter DZ Pushino за возможность совершать прыжки с 1500-1800 метров.

Чему учат в школе?

Школа гарантирует индивидуальный подход. Кто-то учиться азам подушки приземления на «Базовом курсе”, кто-то – точности. Многие продолжают совершенствоваться, проходя «Базовый курс +», уменьшая размер купола, меняя тип крыла .Есть «Продвинутый курс», где изучают разгоны и пилотирование в группах. Отдельно занимаемся подготовкой к соревнованиям. Все занятия проводятся на должном методическом уровне, спортсмены получают твёрдые теоретические знания, закрепляют их на практике, сдают зачёты в рамках программ/подпрограмм и курсов.

Некоторые, окончив школу, выбирают стезю высокоскоростного пилотирования. У нас хороший и дружный коллектив единомышленников. Пилотирование высокоскоростных куполов чем-то напоминает “Формулу-1”, и из спорта высших достижений мы приносим свои знания и опыт в обычный скайдайв. Сегодня на уровне 500 прыжков ребята делают то, о чем мы и помыслить не могли в свое время, это нормально и закономерно! Ситуация меняется в лучшую сторону и это радует.

Спасибо Сергею Романюку и дружной российской команде за результаты на мировом кубке-2019. Желаем максимальной популярности его школе RCPS на ДЗ Пущино, дающей уверенность и гарантирующей безопасность приземления парашютистам. Будем надеяться на рост мастерства наших свуперов и новые рекорды!

Летайте и приземляйтесь безопасно!