Соревнования по лётным качествам. Часть 1: Формат соревнований
Теперь, когда пилотирование вингсьюта официально признано одной из дисциплин соревнований мирового уровня, отмечается сильный прилив интереса к качествам полёта. Соревнования по пилотированию — это индивидуальный вид спорта, в котором соперники конкурируют по трём параметрам — время, дистанция и скорость, используя при этом один и тот же вингсьют. Все три задания выполняются в соревновательном окне от 3000 до 2000 метров над уровнем земли. Участникам очки присуждаются по раундам — в каждом из них три полёта, по одному: на скорость, дистанцию и время. Результаты фиксируют специальные приборы PLD (Performance Logging Device или прибор регистрации лётных качеств, часто именуемый по производителю Flysight) и обрабатываются программным продуктом Paralog Competition (тоже торговая марка).
В этой статье вы найдёте информацию о соревнованиях по пилотированию вингсьюта, его правилах, а также небольшой рассказ о самой истории развития этой новой дисциплины. Последующая часть статьи поведает некоторые секреты и хитрости этих соревнований, а в третьей части мы обсудим вопросы безопасности.
История соревнований по пилотированию вингсьюта
Соревнования по лётным качествам, проводимые в США, впервые прошли в 2011 году в Калифорнии, на ДЗ Lake Elsinore, где автор этих строк выступал директором мероприятия. До этого проводились отдельные соревнования на время и дистанцию в Элсиноре и Skydive Utah, но на тех встречах не пользовались регистраторами Flysight. Весной 2014 ДЗ Skydive City в Zephyrhills (Флорида) приняла первый Кубок США по качеству пилотирования, и там же состоялась аналогичная встреча осенью того же года.
В начале 2015 года James Hayhurst от имени USPA (парашютной ассоциации США) и создатель формата этих соревнований Klaus Rheinwald представили эту концепцию состязаний в FAI/IPC (Международную парашютную комиссию), и такой формат был признан официально. В марте 2015 USPA также признали легитимность соревнований по лётным качествам, и уже в мае этого же года Первый Кубок мира по пилотированию вингсьюта состоялся на ДЗ Netheravon в Англии.
В чем задача?
Она состоит в том, чтобы каждый пилот в одном и том же вингсьюте (который, разумеется, у каждого пилота собственный) должен в трёх полётах показать суммарный лучший результат на подъёмную силу (время в воздухе), угол полёта (дистанция) и наименьшее сопротивление воздуху (скорость) — по одному заданию на полёт. Эти три задания-полёта составляют один раунд.
Задание на время
Пилоту вингсьюта необходимо с наименьшей возможной скоростью вертикального снижения пролететь через зачётное «окно». Засчитывается результат в секундах, округлённый до одной десятой.
Задание на расстояние
Пилоту вингсьюта нужно пролететь как можно дальше в горизонтальной проекции через зачётное «окно». Засчитывается результат в метрах, округлённый до целого числа.
Задание на скорость
Пилоту вингсьюта необходимо пролететь как можно быстрее через зачётное «окно». Засчитывается результат в метрах в горизонтальной проекции на землю, поделённых на секунды в «окне» (м/с), округлённый до одной десятой.
Программа
Соревнования состоят из трёх раундов, в каждом из которых три полёта, т. е. всего 9. Для выявления победителя требуется разыграть не менее одного раунда из трёх.
Правила:
- Соревнующимся не разрешено надевать какие-либо грузы на тело либо на оборудование.
- Нельзя пользоваться никакими силовыми установками для ускорения движения.
- Необходимо иметь при себе исправный и включённый высотомер со звуковым предупреждением (пищалку) на каждом полёте.
- Вингсьюты до полётов должны быть представлены судьям для осмотра и допуска к соревнованиям; разрешается использовать только вингсьюты с отметкой о допуске.
- Нарушение любого из вышеописанных правил приведёт к обнулению результатов всех оспариваемых полётов.
- Соревнующимся нельзя пользоваться никакими электронными приборами вблизи своих, допущенных к состязаниям, PLD. Если такой прибор повлияет как-либо на PLD, то результат этого полёта будет аннулирован.
- Один и тот же вингсьют, без каких-либо изменений или модификаций любой его части, должен использоваться пилотом для всех трёх заданий одного раунда. В исключительных случаях (как, например, повреждение вингсьюта, не позволяющее устранить неисправность до следующего зачётного полёта) главный судья соревнований может разрешить замену.
- Соревнующийся может использовать только один PLD, допущенный судьями до состязаний. Прибор крепится к снаряжению пилота так, чтобы передающая антенна ничем не заслонялась; решение судьи на этот счёт не может оспариваться.
- Прибор-регистратор крепится и опечатывается судьёй соревнований.
- Только судья может включать/выключать прибор-регистратор, как того требуют обстоятельства состязаний.
- Сразу по приземлении соревнующийся отдаёт использовавшийся на этом полёте прибор-регистратор судье состязаний.
- Если после полёта обнаружится, что судейская печать сорвана, и судья сочтёт, что это не вызвано неподконтрольными соревнующемуся обстоятельствами, то перепрыжка не допускается, и результат последнего полёта аннулируется. Решение судьи на этот счёт не может оспариваться.
- Если в работе PLD произойдёт технический сбой, и судья сочтёт, что такая неполадка не вызвана прямыми действиями соревнующегося, тогда пилоту будет предоставлен выбор либо перепрыгнуть, либо зачтётся ноль очков за последний полёт.
Определение победителей
Каждое задание в каждом раунде будет оценено по лучшему результату в этом этапе. Лучший из результатов будет принят за 100%. Все результаты остальных соревнующихся будут оцениваться как процент от лучшего результата этого этапа (округлённого до одной десятой). Результаты по каждому из заданий по всем раундам будут арифметически усреднены для каждого участника. Такие усреднённые промежуточные результаты по каждому из трёх заданий суммируются для каждого участника, и получается единый балл его общего выступления.
Все остальные результаты пересчитываются в проценты от лучших достижений. Затем общие показатели для каждого участника суммируются, и наибольшее число определяет общего победителя.
Подробнее результаты смотрите тут: Paralog website
Итог
В целом, правила довольно просты. Выберите костюм — это определит, в каком классе вы состязаетесь. Никаких грузов и моторов. Если надеваете какие-либо иные, кроме регистратора, приборы на шлем, то в случае помех или неисправности регистратора пеняйте на себя, перепрыжек вам не позволят. Не забудьте «пищалку». Раскрывайтесь на указанной безопасной высоте. Плюс ко всему вышесказанному, на дропзоне, где проходят соревнования, могут быть свои обязательные для выполнения правила.